На главную страницу
История Высоцкого монастыря

История Высоцкого монастыря

Основание монастыря и первые настоятели

История монастыря в XV — XIX веках

История монастыря в XX веке

 

Основание Высоцкого монастыря и первые настоятели

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь - один из самых древних монастырей Руси. Он входит в число девяти обителей, основанных самим Игуменом земли Русской Преподобным Сергием Радонежским. Время его возникновения относится к 1373 году. Первые настоятели обители, прославленные в сонме Радонежских святых, преподобные Афанасий Высоцкий старший, Афанасий Высоцкий младший и Никита Серпуховский, являлись учениками преподобного Сергия. Основание монастыря связано также с именем благочестивого князя Владимира Андреевича Донского (Храброго) - славного героя Куликовской битвы, сподвижника и двоюродного брата святого благоверного князя Димитрия Донского.

Летом 1373 года золотоордынские полки Мамая подвергли жестокому нападению Рязанское княжество. Разгром Рязани напомнил русским людям о страшном нашествии Батыя. Возникла спешная необходимость усиления обороны и в первую очередь прикрытия важнейшего пути со средней Оки к Москве, проходившего через старое село Серпуховское в отчине князя Владимира Андреевича. Место древнего поселения было обнесено дубовыми стенами, а в версте к югу, рядом с полноводной Окой, «христолюбивый князь Володимир Андреевич» решил воздвигнуть монастырь, который в случае вражеского нападения мог бы служить предградием, а в дни мира украшал и хранил бы новый русский град молитвой, - «бяше бо князь любяй монастри и честь велику въздая мнишьскому чину».

Икона преподобного Сергия Радонежского с крышки раки его мощей, находящаяся в Покровском храме Высоцкого монастыря
Преподобный
Сергий Радонежский

В уделе князя Владимира Андреевича в радонежских лесах с 1337 года подвизался великий молитвенник земли Русской преподобный Сергий. Боголюбивый князь был его духовным чадом и часто посещал знаменитую Свято-Троицкую обитель. Пожелав воздвигнуть монастырь, Владимир Андреевич обратился к блаженному Старцу с просьбой посетить Серпухов, выбрать место, благословить строительство и назначить настоятеля из числа своих учеников. По заснеженным дорогам, пешком, пришел преподобный Сергий из Радонежа в Серпухов в сопровождении любимого ученика Афанасия. С великой радостью встретил князь святых подвижников. Место будущей обители избрали в версте от города, на возвышении, которое носило название "Высокое" и находилось на берегу Нары, неподалеку от впадения ее в Оку. Князь выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери, честному Ее Зачатию праведной Анной, «дабы славилось имя Божие и Пресвятой Богородицы, а хотящие в крове Ея жити монахи Ее чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая в священнодействе». Преподобный Сергий одобрил желание князя, и когда расчищено было поросшее лесом место, стал на колени, воздел к небу руки и произнес молитву на основание обители, и ныне возносимую ежедневно братией монастыря. Руководство обители Преподобный поручил ученику своему Афанасию. Так, 2 декабря 1373 года под Серпуховом «на Высоком» был основан монастырь, который по месту его расположения стал именоваться Высоцким.

Преподобный Афанасий Высоцкий старший
Преподобный Афанасий Высоцкий старший

Преподобный Афанасий Высоцкий старший ревностно принялся за устроение монастыря с помощью благочестивого князя Владимира Андреевича, не жалевшего средств на строительство. Число насельников постепенно росло. Среди них преподобный Афанасий скоро обрел достойных учеников, просиявших впоследствии святостью своей жизни: преподобных Никона Радонежского (см. икону) и Афанасия Высоцкого младшего. Еще будучи насельником радонежской Свято-Троицкой обители блаженного Сергия преподобный Афанасий старший стяжал себе славу ученого мужа и хорошего книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татаро-монгольского пленения преемственности Византийской культуры. Это направление общественного служения, став настоятелем, он особо развивал в своей Высоцкой обители, благодаря чему она скоро приобрела значение центра Византизма на Руси.

Князь Владимир Андреевич (Храбрый)
Князь Владимир Андреевич (Храбрый)

8 (21) сентября 1380 года на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, прозванный в народе за проявленную доблесть Храбрым и Донским. По возвращении благоверный князь в стенах Высоцкой обители захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной.

Весной 1381 года монастырь вновь посетил преподобный Сергий. Он сопровождал святителя Киприана (см. фреску), прибывшего на Высокое для освящения Зачатьевского собора и каменной церкви-трапезной в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Встреча игумена Афанасия и митрополита Киприана на долгие годы связала святых мужей узами духовной дружбы. В 1387 году преподобный Афанасий по благословению преподобного Сергия вместе со святителем Киприаном отбыл в Царьград с целью списывания богослужебных книг для Русской Церкви, имевшей в том особую потребность после монгольского разорения. Вместе с учениками он создал книгописную мастерскую, где работал над переводами святоотеческих творений. Венцом трудов преподобного Афанасия Высоцкого старшего стал богослужебный Устав «Око церковное», в основу которого лег Иерусалимский богослужебный Устав, переведенный с греческого, обработанный и дополненный им в 1401 году. Ради этого труда он отказался от возвращения на Родину, завершив свой земной путь в Царьграде. «Око церковное» явился основой богослужебного Устава, которым и по сей день руководствуется Русская Православная Церковь.

Преподобный Афанасий Высоцкий младший
Преподобный
Афанасий Высоцкий младший

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. В 1375 году двенадцатилетним отроком пришел он на Высокое, имея горячее желание иноческой жизни. Под руководством любимого учителя преподобного Афанасия старшего он прошел многолетнюю школу монашеского послушания и в 1387 году принял от него настоятельство. При преподобном Афанасии младшем монастырь продолжал процветать, сохраняя прежние традиции, уклад жизни и связь с византийской культурой. Для братии второй игумен являлся примером добродетельного иноческого жития: «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Несмотря на множественные попечения и хозяйственные заботы игумен Афанасий постоянно пребывал в аскетическом подвиге, и еще при жизни «благодать великих чудес от Господа» прияв, почитался братией как чудотворец. Преставился угодник Божий в возрасте 33 лет от «старческого изнеможения» вследствие тяжелых иноческих подвигов. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. И по сей день его святые мощи несут благодатные исцеления людям. В 1571 году во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители (см. икону). С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

Преподобный Никита
Преподобный Никита

По смерти преподобного Афанасия младшего настоятельство обители на Высоком в 1395 году перешло к третьему святому игумену преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия. Преподобный Никита успешно управлял монастырем в течение девятнадцати лет и, по упоминанию преподобного Иосифа Волоцкого, имел сан архимандрита, который в те времена усваивали настоятели только наиболее значительных монастырей. Как и его предшественники, он проводил жизнь в строгом неослабеваемом подвиге и непрестанных заботах о благоустроении обители. После разорительного набега Едыгея в 1408 году настоятельские попечения преподобного Никиты умножились, и подвижническая жизнь стала еще более напряженной. От непомерных трудов он начал терять зрение и в 1414 году, уйдя на покой, перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, вероятно, в качестве духовника. Здесь у него в послушании и под духовным руководством, с прилежанием служа и научаясь образу всякой добродетели, в течение семи лет пребывал молодой инок Пафнутий - преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 года преподобный Никита отправился на север и в 1426 году в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.На протяжении столетий память о святом Никите благовейно хранилась жителями Костромы, почитавшими его как небесного покровителя своего города и Богоявленско-Анастасиина монастыря.

Время управления монастырем первыми тремя святыми настоятелями преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитою составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

© Православный Серпухов