Подвижники Владычнего монастыря | |||||
|
Подвижники Владычнего монастыряПреподобный Варлаам Серпуховской День 18 мая известен верующим как праздник иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", имеющей благодать исцеления от недуга пьянства. Но, к сожалению, очень и очень немногие знают, что именно в этот день, 18 мая 1377 года, отошел в жизнь вечную тот Божий угодник, через предстательство которого Матерь Божия изволила даровать нам чудотворный образ "Неупиваемая Чаша", - преподобный Варлаам Серпуховской. Но Промыслом Божиим преподобный Варлаам оказался рядом со святителем Алексием, а значит, и вблизи главных и весьма непростых событий в церковной и политической жизни того времени. Келейник Варлаам постоянно сопровождал митрополита в его поездках как по епархии, так и, возможно, в Орду в 1357 году, где был свидетелем чудесного исцеления святителем жены хана Джанибека Тайдулы от постигшей ее слепоты. Древняя Владычняя летопись повествует, что в 1360 году Божия Матерь чудесным образом повелела митрополиту Алексию основать монастырь в окрестностях города Серпухова. Инок Варлаам был послан выбрать место для возведения обители, которое и было ему указано свыше особенным знамением, о котором он обещал рассказать святителю Алексию, лишь когда "приидет смерть". В 1362 году трудами инока Варлаама был выстроен каменный собор во имя Введения во храм Божией Матери. В 1377 году преподобный Варлаам почувствовал приближение смерти и написал об этом святителю Алексию. Алексий поспешил в Серпухов. Как повествует летопись, "...найдя Варлаама слепым и болезненным, он стал просить преподобного рассказать обещанное: "Брате Варлааме! Господа ради поведай мне то, что обещал прежде сего поведати, бывшее до основания сего монастыря". Варлаам же отвечал ему: "Не могу словом поведати, занеже страшно бе, и писанием возвестити - не вижу". Тогда по повелению святителя Алексия принесли трость, чернила и свиток и вознесли общие молитвы. Тотчас Варлаам прозрел и начал писать: "Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексиевский, занеже видех Владычицу, и то было по Ея промыслу. Егда падох, и видех Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща и Богородицу с рождшими Ю входящу, Захария же Богородицу приим и посади на третией ступени". В это время необыкновенный свет озарил келью Варлаама. Преподобный попросил привести к себе слепого схимонаха Гедеона. Возложив свою руку на его голову, Варлаам исцелил старца от слепоты и предсказал ему скорую кончину: "Я сегодня отхожу, ты же, поживши три недели, [...] преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров". Затем, поцеловав святителя, преподобный Варлаам преставился с миром в 5-й день мая 1377 года. "Св. Алексий совершил над ним обычное погребение. Варлаам был погребен на церковной паперти, по своему завещанию: "Погребите меня, дабы всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы". По предречению святого Варлаама Гедеон прожил три недели и во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. Он был погребен близ святого Варлаама". В том же 1377 году по распоряжению свт. Алексия, митрополита Московского и всея Руси, для Серпуховского Владычнего монастыря написана икона "Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых" по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжении многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная (празднование 21 ноября ст. ст.). (1) В середине прошлого столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России. По сообщению игумении Митрофании, только в мае 1869 года в монастырской гостинице имели приют 4248 богомольцев, пришедших на поклонение именно ему. С именем преподобного Варлаама связано явление в 1878 году чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», имеющей особую благодать исцеления от недуга пьянства. Краткая история почитания преподобного Варлаама Серпуховского Если мы перенесемся мысленно в 60-е годы XIX столетия, то увидим, что благолепные храмы обители переполнены богомольцами, пришедшими на поклонение святыням монастыря. Особенно много молящихся на паперти соборного Введенского храма, где покоятся под спудом честные мощи преподобного строителя Варлаама. «Дворяне, служащие и неслужащие, чиновники, полковые всех чинов, купцы, цеховые, мещане, дворовые люди, крестьяне, монахи, послушники, священники и прочие лица духовного звания — одним словом, всех званий, сословий и состояний, обоего пола люди, богатые, бедные, убогие, больные и здоровые — все и со всех концов России стекаются ко гробу преподобного Варлаама» (из донесения игумении Митрофании в Серпуховское Духовное Правление от 3 сентября 1869 года). Надгробие преподобного Варлаама было предметом почитания для верующих на протяжении шести столетий. За это время по молитвенной помощи преподобного получили исцеления множество людей, страдающих различными заболеваниями: глазными, костными, раковыми, а также беснованием и пьянством. Скорбящие получали утешение, потерпевшим от воров возвращалось пропавшее имущество. По молитвам святого исцелялся даже скот. Многочисленные сведения об исцелениях хранятся ныне в Центральном государственном историческом архиве г. Москвы. Приведем некоторые из этих свидетельств. «19 июня 1870 года жена диакона церкви Знамения Божией Матери села Страхова Тульской губернии Алексинского уезда Мария Ивановна Погожева сделала следующее заявление об исцелении своей двенадцатилетней дочери Анны: "Четыре года тому назад, когда ребенку было восемь лет, по неизвестной причине у нее стала болеть голова, потом боль перешла в руки, грудь, живот и, наконец, остановилась в ногах. Сначала девочка чувствовала ломоту, потом ноги ее стало сводить под коленками, туловище согнулось в кольцо, так что она едва могла передвигаться. Я старалась употреблять разные домашние средства: делала ей ванны, парила в бане, растирала разными мазями, но помощи бедный ребенок не получал. Так прошел год. Муж мой, диакон Петр Васильевич, говорит мне в одно утро, что он слышал во сне чудный звон, как будто в монастыре, и, принимая это за знамение Божие, предложил мне идти в Серпухов во Владычний монастырь помолиться преподобному Варлааму. Ребенка мы всю дорогу несли на руках, ибо, скорчившись, она переступала еле-еле. В обители мы отстояли всенощную и две литургии, раннюю и позднюю, взяли масла от святого гроба преподобного Варлаама и святой воды, приложили девочку к чудотворному образу Царицы Небесной (2) и к изображению на гробнице Варлаама. После этого я вынесла девочку из храма и тут же натерла святым маслом ее руки, ноги и живот. К удивлению своему, сразу заметила, что спина ее стала немного разгибаться, и девочка свободно встала на ноги и прошла несколько шагов. Когда же мы отправились домой, то от обители через весь город она несколько раз спускалась у нас с рук и шла, хотя и медленно, но свободно, а спинка ее заметно распрямилась. По возвращении домой я продолжала натирать ее чудесным маслом ежедневно, и моя девочка через месяц стала совершенно здорова». «Я, нижеподписавшаяся Серпуховскаго уезда, Пущинской волости, прихода Николы Березинскаго села Шатова временнообязанная крестьянка Татиана Тимофеева Карпова, 36-ти лет, шестнадцать лет была одержима злым духом, но никогда нигде, ни в храме, ни дома, не кричала, ходила по богомольям в Воронеж, в Задонск и пять раз была у Преподобного Сергия, но, кроме сильнаго расслабления, дремоты или тоски, в церкви я никогда ничего не чувствовала. В нынешнем году я услыхала, что одна девица немая получила исцеление от преподобного Варлаама, я и поусердствовала идти помолиться к преподобному, но не имела свободного времени; в Духов день, 5 июня сего года, я пошла во Владычний монастырь и, когда стала подходить к Святым воротам, почувствовала сильное расслабление и с трудом взошла в монастырь, а когда подошла к соборной паперти, у меня задрожали ноги и дальше я уже идти сама не могла, меня взяли сестры монастырские и насильно подвели к раке преподобного. Рассудка я не теряла и сердцем очень стремилась к угоднику Божию, но преодолеть изнеможение не могла и сильно рыдала и вся дрожала, но сестры монастырские, две, подняли меня, и когда я стала прикладываться к гробнице преподобного, зарыдала, и вся затряслась, и тут же почувствовала, что с меня свалилась точно шуба. Обедню я стояла хорошо, только чувствовала тяжесть в ступнях и тут же стала совершенно здорова. Нынешний день, 11 июня 1867 года, я пришла поблагодарить угодника Божия за дарованное мне исцеление, стояла обедню, прикладывалась к угоднику Божию сама и чувствовала в себе особенную радость и сочла нужным заявить начальству монастыря о полученном мною 5 числа июня исцелении. Серпуховского уезда, Пущинской волости, села Шатова временнообязанная крестьянка Татиана Тимофеева Карпова... (Продолжение исцеления.) 1867 года июня 12 Татиана Тимофеева была у обедни в соборном храме Введения Богоматери, где почивает преподобный Варлаам, после которой служивший обедню священник Московского Архангельского собора отец Николай предложил одержимым нечистым духом больным прочесть над ними канон о изгнании бесов. В том числе была и Татиана, которой отец Николай сказал: «Ты здорова, стань сзади», а она, движимая какою-то силою, выдвинулась вперед, и когда он стал давать всем болящим прикладываться ко кресту со святыми мощами, то Татиана сказала ему: «Батюшка, что же вы не дадите мне приложиться ко кресту, ведь и я недужная». Он отвечал ей: «Ты получила исцеление», а она ему возразила: «Одному Богу известно и Царице Небесной да преподобному Варлааму, как я здорова и что я в себе чувствую». И в ту же минуту она стала кричать, а священник стал заклинать злого духа, чтобы вышел из нее, и тогда какой-то голос в ней стал кричать: «Выйду, выйду, скоро теперь выйду, я уже в глотке»; при вопросе: «Когда ты взошел в рабу Божию?» — долго упорствовал, высказываться не хотел, наконец закричал: «Взошел в обед, в обед, в обед», три раза повторяя одно и то же. Потом, когда священник продолжал осенять ее крестом и обернул шею ее святым поясом, заклиная беса выйти, она затопала с неимоверною силою и закричала: «Удушишь, старый, но ведь не ты, а тут Варлаам действует, да вон там, на стене, тебя учит, что делать, а ты бы сам не догадался»; потом закричала: «Пустите на пол, сейчас буду выходить». Тут Татиана с ужасным кривлянием упала на пол на спину, держа руки крестообразно, лицо ее было багровое, на лбу образовались бугры, выражение лица было ужасное, зверское, она с насмешкою стала говорить, глядя через голову: «Обманул, притаился, да Варлаам не дает покою, и Татиана такая скверная, что я более не могу в ней жить, ведь она всех гадов мне дает, потому и трудно мне оставаться в ней, шестнадцать лет она меня всякий день мучает, а теперь Варлаам гонит, а погодите, когда крышка откроется, тогда-то что будет, он всех нас погонит, лихей его ведь нет теперь». Грудь у нее и живот раздувало как будто мехами, крест со святыми мощами был положен на ее грудь, чтение святого Евангелия возбуждало в ней неистовство, она закричала: «Выйду, выйду, дымом выйду, глядите!» — и с этими словами открыла рот, закрыла глаза, сложила руки на грудь и повторила: «Я выйду, а она околеет», и после того она успокоилась, рот был все открыт, и вдруг совершенно другим голосом закричала: «Молитесь, сестры, молитесь за меня, грешную», перекрестилась и встала, прося подать ей Тихвинскую икону Богоматери, запрестольную. Требование ее было исполнено... 13 числа она исповедовалась и приобщилась Святых Таин. Казалось, она совершенно выздоровела, но лютый враг, мучивший ее, еще скрывался в ней. Вечером в тот же день она приняла масло из лампады, горящей при чудотворной иконе Введения Богоматери и гробнице преподобного Варлаама, и тут вновь с нею был припадок. Священник начал читать над нею опять канон о изгнании бесов, и в это время она страшно билась, сделалась без памяти. Это продолжалось от вечерни и до 11 часов вечера, все время читали над нею молитвы, а она кричала, билась и наконец растянулась на полу перед аналоем, потом окружила, лежа на спине, весь пол, движимая неестественною силою, и все кричала: «Один вышел в Духов день, теперь и я выйду, но я сильней того, мне трудней выйти; благослови, отец, мне рвотой выходить», и рвало ее очень, и все это на речку снесли, потом она закричала: «Выйду, позовите матушку игумению, матушку Алексию и всех сестер, чтоб они видели, как я выгляжу, выгоняют меня Царица Небесная «Введение...» и Варлаам, они выгоняют, а не ты, Варлаам выгоняет, он лихой такой, дымом пойду». Тогда накрыли ее пеленою с гробницы пре-подобнаго, разули ее ноги, и кропил их священник святою водою, ибо она прежде все говорила, что чувствует тяжесть в ступнях, после того язык у нее вышел вершка в три, лицо сделалось безобразное, длинное, и вдруг дым клубом из нее вышел смрадный и в ней закричал: «Выхожу, выхожу». После этого мало-помалу она стала приходить в себя и, опомнившись совершенно, сказала, что ничего не помнит, что с нею было, лицо ее стало светлое и спокойное, она перекрестилась, встала, говоря, что ей совершенно легко, что у нее в глазах посветлело, а на другой день привела своего мужа, который пять лет не говел и здесь, в монастыре, исповедовался и приобщился, а ныне, 24 июня, они оба пришли в монастырь помолиться и принесли к преподобному малолетних детей и за обедней приобщили их... Все сие описано мною в точности и добросовестно со слов священника отца Николая и сестер, бывших очевидцами сего благодатного исцеления, к которому прилагаю и свидетельство от лиц, знавших Татиану прежде сего. Серпуховского Владычнего монастыря игумения Митрофания». Вплоть до полного закрытия монастыря гробница угодника Божия бережно сохранялась. В 1929-1930 гг. она была полностью разрушена. Бывшие очевидицами этого события сестры Варвара и Александра Варгины рассказывают, что когда были раскиданы камни надгробия и показалась земля, то из-под нее стало вырываться пламя. Все видевшие это оцепенели от ужаса. По милости Божией 5 мая 1995 года Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычнем женском монастыре, а спустя ровно год над местом, где почивает угодник Божий Варлаам, был установлен крест с неугасимой лампадой. Ныне, как и в былые времена, всякий, кто с благоговейным трепетом и страхом вступает в пределы основанного по чудному гласу Царицы Небесной монастыря, преклоняет колена перед могилой смиренного инока Варлаама и с горячей молитвой просит заступничества и ходатайства пред Богом о себе и ближних своих, получает благодатную помощь и дивное исцеление. Среди современных чудотворений преподобного строителя — исцеления от кисты на щитовидной железе, от болезни ног после травмы позвоночника, от мастопатии, герпеса, острого остеохондроза, сильного обморожения пальцев руки, явное улучшение зрения у трех человек (двух мальчиков и пожилого человека). Исцелившиеся крестообразно помазывали больные места маслицем из лампады от гробницы преподобного Варлаама. Вот некоторые примеры современных исцелений. «С благодарностью хочу рассказать об использовании мной масла от святого Варлаама, об облегчении недуга. Много лет я не могла избавиться от герпеса (лихорадки) на губах и особенно на носу. Даже в последние годы, когда появились дорогие английские лекарства, облегчения не было. Лихорадка появлялась, обсыпала лицо гнойными болячками, держалась до двух недель. В этом месяце, почувствовав, что снова начинается процесс на кончике носа, на ночь с молитвой наложила крест маслом, легла спать. Утром не появилось ничего, но к вечеру на носу снова появилось обычное красное уплотнение, зуд. Я снова использовала масло, и утром на коже ничего не было. Это повторилось еще раз, и я поняла, что развития герпеса не будет. За годы болезни я убедилась, что, начавшись, лихорадка не прекращается никогда, это вирусное заболевание не удается ни притушить, ни сократить время его развития. Две - две с половиной недели на поверхности кожи вываливают гнойные болячки, и если появилась краснота, то в течение трех часов это уплотнение развивается во всю силу. И вот впервые я увидела, как этот процесс, начавшись, не смог развиться вопреки всему, что наблюдалось много лет и что пишут об этом медики. Масло святого Варлаама буквально загнало обратно и заставило уйти вирус, с которым бессильны бороться и антибиотики, и английское лекарство «Zoviraks», самое современное средство. «У меня, послушницы Серпуховского Введенского Владычнего монастыря Елены, в 1992 году на ультразвуковом исследовании была обнаружена киста щитовидной железы (размерами 1,0x0,8x0,4 см). Лечения назначено не было, так как киста данных размеров не влияла на здоровье. Но в дальнейшем повторные исследования показали увеличение кисты, и в марте 1996 года размеры достигли 1,6x0,8x2,5 см. Врач назначила операцию по удалению кисты и лечение гормональными препаратами, от чего я отказалась (по совету знакомой, у которой подобная операция и лечение вызвали гормональные нарушения и ряд болезней). По моем вступлении в монастырь осенью 1996 года размеры кисты резко увеличились. Снимка сделать не удалось, но явно был виден бугорок, который выступал больше кадыка. Не зная, что делать, я обратилась к матушке Алексии, настоятельнице монастыря, за советом и получила благословение смазывать бугорок маслицем из лампадки с креста, который стоит на могилке инока Варлаама, строителя монастыря. Где-то в течение двух недель я пользовалась маслицем, а потом на несколько дней забыла. Славя Господа и обращаясь в молитвах к иноку Варлааму, я продолжала пользоваться маслицем, и в январе 1997 года ультразвуковое исследование показало полное исчезновение кисты». «Я, С. Ирина Николаевна, хочу засвидетельствовать о происшедшем со мной в августе — сентябре 1997 года. 18 августа ехала с работы из Москвы в электричке. Чувствую в правой ноге неприятные ощущения: покалывание под кожей и жар идет изнутри. Неделю правая нога была в состоянии, как будто я ее окрапивила. И в это время однажды утром я чувствую, что не могу встать на левую ногу: она у меня волочится, оторвать от земли я ее не могу. Врач ставит мне диагноз — острый остеохондроз, назначает уколы. Проходит полмесяца — у меня ничего не проходит, только немного утихла боль внутри. Но ходить я все равно не могу. Советует врач сходить к массажисту. Я четыре сеанса проделала, боли были очень сильные, и нога моя не поднималась. Потом, за каждый сеанс надо было платить деньги, а сеансов мне надо было проделать 10-15, как сказал массажист. В то время таких денег у меня не было. Я бросила делать массаж. Соседи посоветовали сходить к экстрасенсу. Но, слава Богу, я не пошла. Я вспомнила, что в магазине «Универсам» торгует женщина православными книгами и иконами от Владычнего женского монастыря. Я, хромая, пришла к ней. Спрашиваю: «Что мне делать? Больше месяца нахожусь на больничном, а мне ничего не помогает». Добрая женщина, дай ей Бог здоровья, говорит мне, чтобы я съездила во Владычний женский монастырь и взяла маслица преподобного Варлаама и помазала себе ногу. Я так и сделала. Как сейчас помню, 24 сентября я взяла маслица и стала мазать ноги. На следующий день на левой ноге стали шевелиться пальцы, и я стала приподнимать стопу от пола. А 26 сентября я пошла к врачу и сказала ей, чтобы меня выписывали на работу. Я уже, слава Богу, могла нормально ходить. Нога моя поднималась. Врач меня выписал. Так буквально за три дня я встала на ноги. Я благодарю Господа Бога нашего за Его помощь и исцеление, которое было послано мне через чудодейственное масло преподобного Варлаама. Я искренне благодарна всем тем людям, которые служат Господу Богу во Владычнем женском монастыре. 26.10.1997 года». К сожалению, в тяжелые для обители годы были утеряны сведения о канонизации преподобного Варлаама Серпуховского. Практически не осталось в живых и свидетелей его местного почитания. Поэтому настоятельница игумения Алексия и сестры обители обращаются к верующим с просьбой молитвенной помощи в немаловажном деле возобновления почитания преподобного Варлаама. В XIV веке, когда Русь стонала под гнетом татаро-монгольского ига и княжеских междоусобиц, именно Православие стало источником обновления целого народа. Ныне же, когда и положение страны нашей едва ли не более тяжелое, и, по слову псалмопевца Давида, "оскуде преподобный", не особенно ли важно молитвенное предстательство за Русь ее святых угодников? Преподобне отче Варлааме, моли Бога о нас! Блаженная старица Евфросиния С 1806 по 1845 год в обители подвизалась блаженная старица Евфросиния (в миру княгиня Евдокия Вяземская). Святая пребывала в постоянной молитве, отдыхая лишь по два часа в сутки на голых досках без постели, преклонив голову на локти; ходила босая даже в зимнее время; на шее носила тяжелую железную цепь; ее пищей был только хлеб с квасом. Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский, посещая обитель, подолгу беседовал с нею в ее келлии. Обладая даром прозорливости, она прикрывала этот дар юродством Христа ради. Несмотря на это ее подвижническая жизнь стала известна всему городу, и многие жители приходили к ней за утешением и духовным советом. Но по вражескому навету блаженная старица была изгнана из обители и последние десять лет своей жизни провела в сельце Колюпанове Тульской области. Блаженная преставилась 3 / 16 июля 1855 года и была погребена в приделе церкви села Колюпанова. Канонизирована в лике святых Тульской земли в 1988 году. Старица Еликонида Современницей блаженной Евфросинии была старица Владычнего монастыря монахиня Еликонида. Около двадцати лет она жила в тесной келлии на втором ярусе колокольни, где претерпела множество нападений и страхований от врага спасения. Как и матушка Евфросиния, она вела жизнь блаженную. Перед кончиной Еликонида утешала сестер словами назидания и с миром отошла ко Господу в 1854 году. Преподобная схимонахиня Рахиль Во Владычнем монастыре четыре года подвизалась преподобная схимонахиня Рахиль, ставшая впоследствии старицей Бородинского монастыря. Рожденная в благочестивой купеческой семье, Мария (будущая матушка Рахиль) с детских лет отличалась любовью ко храму, к молитве и милосердием к нищим. В возрасте четырнадцати лет она совершила паломничество в Киево-Печерскую Лавру, где ей явился преподобный Феодосий, благословивший ее на монашество. В семнадцать лет в Болдинском монастыре Мария исцелилась от тяжелой болезни глаз, после чего дала обет уйти из мира на служение Господу. После многочисленных странствий по монастырям России Промыслом Божиим она наконец находит обитель, в которой начинает подвиг иноческого служения, — Серпуховской Владычний монастырь. Здесь от святителя Филарета (Дроздова) она приняла иноческое пострижение с именем Павла. Затем, по просьбе настоятельницы Бородинского монастыря схиигумении Алексии (бывшей казначеи Владычней обители), преподобная была переведена в Бородино. После пострижения в схиму с именем Рахиль в 1915 году она получила от Матери Божией благословение на подвиг старчества. В тяжелые послереволюционные годы многие приходили к преподобной и получали от нее мудрые духовные советы и благодатные утешения. Преподобная схимонахиня Рахиль почила о Господе 27 сентября / 10 октября 1928 года. А 5 марта 1996 года она была причислена к лику святых Московской епархии. (1) Святыня под спудом // Русский Дом. 1999. № 6. |
||||
© Православный Серпухов |