На главную страницу
Сентябрь 2006

Псковские этюды

Часть вторая

О паломничестве пущинской воскресной школы "Вертоград"
по памятным местам Псковской губернии

Начало в предыдущем номере

Глава IV

Аисты в гнезде

6 августа, в день памяти братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба, мы предприняли пеший поход по местным достопримечательностям, если можно таким казенным словосочетанием назвать ту красоту, которая буквально разлита по всей Мальской долине. Участник немецкой осады 1349 года поэт Петер Зухенвирт назвал Изборск "железным городом прекрасным", подчеркнув, не только выдающиеся военно-оборонительные качества крепости, построенной в первой половине XIV века, но и ее высокие художественные достоинства. Никогда не сдавалась врагу эта мощная твердыня, уцелела в огненном вихре битв, и кажется, что самые значительные утраты ей нанесло лишь неумолимое время.

На упомянутом выше погосте Малы с XV века существовал мужской монастырь, основанный преподобным Онуфрием Мальским. Придя в упадок, обитель была упразднена указом Екатерины II и уже не возрождалась: на бывшей ее территории действует лишь приходской храм. Особенно же прославились Малы на рубеже XIX-XX вв., когда в это местечко стали стекаться толпы богомольцев за советом и молитвами к пролежавшему неподвижно на одре болезни 40 лет простому крестьянину Матфею, стяжавшему за свое терпение дар прозорливости. Ныне готовится его общецерковное прославление, и могила праведника особенно почитается местными жителями.

Мальское озеро

Хочется отметить поразительную любовь и неравнодушие, с которыми изборяне и псковичи говорят о своей малой родине. Все здесь дышит святостью, заброшенных храмов практически нет, повсюду строятся новые, и в любой самой малой деревушке, на каждом хуторе обязательно имеется простенькая часовенка, старинные вытесанные из местного камня кресты и непременно — свой святой источник. Удивило нас еще и то, что множество ключей, почитаемых ныне святыми, бьют прямо из-под алтарей храмов. Оказалось, что явление это обычно для Псковщины — на случай неприятельской осады. А долговечность людской памяти и бережное сохранение местными жителями церковных традиций объясняется тем, что до 1940 г. эта территория принадлежала Эстонии, отчего Православная Церковь не подвергалась здесь таким жестоким гонениям как в Советской России.

Глава V

Больше всего за годы советской власти пострадала и оказалась утраченной, хотя и не забытой, традиция проведения многочисленных крестных ходов из Печор во Псков с чудотворными монастырскими иконами. Древнейший из них совершался во вторник на седьмой неделе по Пасхе. Желание подробнее узнать его маршрут привело нас уже во Пскове в храм св. князя Александра Невского — его настоятель, протоиерей Олег Тэор живо интересуется историей, активно занимается изданием и распространением литературы по истории Псковской епархии. Он же является настоятелем храма пророка Божия Илии на погосте Выбуты (или в местном произношении — Любуты) — родине святой российской княгини Ольги, и с его благословения мы дважды отслужили молебствие на этом историческом месте. Само название Выбуты объясняется тем, что песчаное дно реки Великой здесь превращается в каменный плитняк, который выступает, выбивается из земли, и дно значительно поднимается.

Крест

Метрах в 500 от Ильинского храма находится основание огромного валуна, именовавшегося в народе как Ольгин камень и взорванного в 30-е гг. На берегу, из-под известковой скалы струится прозрачный источник — Ольгин ключ. В каждую из трех ночей, пока наш лагерь стоял в этом легендарном месте, восходила полная луна: тихо серебрилась вода, будто изнутри освещенными казались могучие стены древнего храма, и удивительно близкими становились звучавшие у костра рассказы о седой древности, о рождении здесь девочки Прекрасы, о встрече ее на берегу этой реки с киевским князем Игорем, о ее достоинстве, которое она так твердо хранила еще будучи язычницей и которое помогло ей в будущем стать великой и святой Ольгой.

Глава VI

Днем вся наша шумная компания отправлялась в губернский город Псков — меряли шагами стены седого Крома — Псковского кремля, запоминали затейливое название башни Кутекрома, молились под древними сводами Троицкого собора, знакомились с законсервированными фундаментами храмов, некогда заполнявших почти всю территорию небольшого Детинца — Довмонтова города.

Храмы-близнецы Рождества и Покрова

На противоположном берегу Великой — в Спасо-Преображенском соборе (1156 г.) Мирожского монастыря любовались знаменитыми фресками, выполненными в византийской традиции русскими мастерами вскоре после постройки самого собора. А отдельные храмы, которые подобно драгоценным каменьям рассыпаны по всем улицам древней части Пскова! Каждый из них можно сравнить с песней — настолько закончены и лаконичны их образы, каждый словно имеет свое неповторимое звучание, которое навсегда врезается в память — и Иоанновский собор, и Архангельская церковь, и Василий Великий на Горке, и Николай Чудотворец с Усохи, и Успение у Парома, и Георгий Великомученик у Взвоза, и храмы-близнецы Рождества и Покрова от Пролома, все мы даже просто обойти не успели...

Помимо храмов знаменитые псковские каменщики оставили нам и ценнейшие оборонительные сооружения, охватившие несколькими поясами весь старый Псков. В XV-XVI вв. крепость Пскова была крупнейшей на Руси, протяженность ее стен достигала 9 км. Внимательно осмотренная нами Покровская — самая большая в Европе (окружностью 90 м), помогала псковичам несколько столетий подряд сдерживать натиск соседей-врагов, выдерживать длительные осады.

У камня

Свой облик доблестного защитника Отечества не потерян Псковом и ныне. Ведь, как известно, здесь размещается Гвардейская воздушно-десантная дивизия, воинов которой духовно поддерживает и направляет воинский храм благоверного князя Александра Невского, выстроенный в начале ХХ в. для солдат и офицеров 96-го пехотного Омского полка, одного из лучших в русской армии. На стенах храма установлены памятные доски с именами воинов, погибших в Чечне и других местах при исполнении служебного долга, а в память всех погибших воинов всех времен горит неугасимая лампада на панихидном столике...

Ольга Свирепова

P. S. Стремительно перелистанные десять экспедиционных дней можно назвать светоносными, и, конечно, не только в материальном смысле, хотя удивительно ощутимо было благоволение Божие к нам (это о солнечной погоде). Сокровища, открывавшиеся на каждом шагу в самых простых словах и неожиданных встречах с единомышленниками, удивительная красота, словно бисер рассыпанная по всей Псковщине, былинная мощь родной земли, ощутимая близость святынь и живые примеры крепкого стояния в вере — вот, что напитало нас в этой поездке, вот, что будет тянуть снова и снова в этот город, словно "вписанный в квадратик неба, как белый островок на синем"...

© Православный Серпухов