На главную страницу
Август 2006

Псковские этюды

Часть первая

О паломничестве пущинской воскресной школы "Вертоград"
по памятным местам Псковской губернии

Глава I

В палатке

"Нет мудрее и прекрасней средства от тревог, чем ночная песня шин...", — так утверждал в одной из своих песен Юрий Визбор. Правоту этой истины мы проверили еще год назад, на Вологодчине, а нынче к нашему автомобильному дуэту присоединили свою стройную партию и колеса поезда дальнего следования "Москва-Псков". Желающих стать участниками познавательной экспедиции по Псковщине оказалось значительно больше, чем могли вместить автомобили. Неизбежные проблемы в состыковке прибытия двух групп наших паломников, томительное семичасовое ожидание на псковском вокзале стали лишь небольшим эпизодом, который быстро стерся из памяти уже в первые минуты встречи всех путешественников у стен Псково-Печерского монастыря. Гораздо более серьезным испытанием для всех нас стал дождь, почти не прекращавшийся в течение трех последующих суток. Тут же выяснилось, что дождя в этих местах не было все лето, лишь к нашему приезду, в день памяти пророка Божия Илии, отверзлись небесные хляби. Этот дождь и монахи, и местные жители вымаливали долго и настойчиво, отчего мы постепенно стали смиряться с тем, что все предстоящие десять дней придется провести в разноцветных китайских дождевиках, резиновых сапогах и сырых палатках. Однако никто не успел впасть в уныние по-настоящему. Младшим было даже в удовольствие похлюпать босиком по лужам и грязи (благо никто не ругался, ведь все взрослые тоже были мокрыми и грязными), а потом сушиться вместе с собственной одеждой в теплом дружеском кругу у костра, под тентом. Дождевую воду в котелки для умывания и мытья посуды собирали тут же, с крыши тента. И едва мы стали свыкаться с неизбежными, казалось, условиям постоянной сырости, не уставая, однако молиться о прекращении дождя, как Господь ответил на детскую молитву. К выходным, когда по прогнозам, вычитанным в Интернете, над Псковской областью должны были пролиться самые обильные дожди и прогреметь грозы, небо над нами совершенно очистилось и солнце жарило как на юге.

Глава II

о. Сергий Свирепов и схииеродиакон Андроник

По благословению благочинного обители, иеромонаха Гавриила, лагерь наш был разбит в непосредственной близости от Благовещенской башни, между хозяйственным двором и монастырскими полями. Рядом оказалось место для кормления голубей, куда уже много лет каждое утро приходит по послушанию старый монах о. Илия, а голуби, едва завидев своего кормильца, окружают его шумным живым кольцом, садятся на голову, плечи, руки, клюют с ладоней. Непосредственным нашим соседом оказался и схииеродиакон Андроник, послушанием которого является охрана монастырских посадок — уже почти два десятка лет он проводит ночи в Благовещенской башне, освещая поля лучом мощного прожектора. Чудесное соседство и последующее знакомство с печерским старцем, одним из старейших насельников обители, его рассказ о себе, о монастырской жизни, о кончине иеросхимонаха Симеона (Желнина), причисленного в 2003 г. к лику святых — стало еще одним неожиданным подарком нам, недостойным.

На фоне монастыря

С благословением о. Андроника мы попали и в монастырский сад на Святой горе, названной так потому, что в ее недрах сокрыта самая главная святыня монастыря — Богом зданные пещеры. В древности звероловы-изборяне были первыми людьми, которые во время охоты в местных дремучих лесах слышали пение, исходившее из горы, но никого не видели. В год кончины преподобного Сергия Радонежского (1392) на участке земли, принадлежавшего изборянину Ивану Дементьеву, открылось устье пещеры, от которого в разные стороны расходилось семь подземных "улиц", удлинявшихся и расширявшихся в разные времена. Спустя столетие трудами и молитвами священника Иоанна (в постриге — Ионы) был выкопан первый — Успенский — храм и основана обитель. А в самих пещерах сейчас погребено более 10 тыс. человек — насельников обители, паломников, ктиторов, благочестивых мирян, "ратных людей" — защитников монастыря и Отечества.

Глава III

Изборск

Вместе с нашим "попечителем" — неутомимым монахом Харлампием мы не только спасали монастырскую картошку от колорадского жука, но и пели ранним утром Литургию знаменным распевом в храме преподобного Симеона Печерского, выстроенном на хозяйственном дворе обители. Более того, именно отец Харлампий стал нашим проводником к следующей стоянке — в город Изборск. Дело в том, что именно в тот субботний день там закрывалась вторая трехнедельная смена Воинского православного фольклорного лагеря из Петербурга. Уже восемь лет этот лагерь проводит в разных местах Новгородской и Псковской губерний питерское Общество русского кулачного боя, возглавляемое Грунтовским А. В. На высочайшем уровне в этом лагере с детьми занимаются не только военной и альпинистской подготовкой, подводным плаванием, стрельбой, верховой ездой и выживанием в экстремальных условиях, но и разучиванием, исполнением народных и казачьих песен, игрой на народных музыкальных инструментах, народными танцами.

Преодоление препятствия

Нам повезло попасть в этот замечательный круг единомышленников именно в день закрытия лагеря — и мы увидели сразу все плоды трудов его насельников. Каждая детская команда, а их было четыре, в течение полутора часов проходила сложнейшие испытания — ребята ныряли с аквалангами на дно красивейшего Изборского озера, бежали на изрядное расстояние, штурмовали дзот, подтягивались и переворачивались на турнике, захватывали движущийся микроавтобус, перелезали через трехметровую стену, играли в пейнтбол, скакали на лошади, преодолевали лесную тропинку, которая изобиловала настоящими "растяжками", ползли по рву, наполненному жидкой грязью, поднимались на пятиметровую скалу, стреляли по мишени из боевого оружия, ползли по-пластунски под пистолетные выстрелы, демонстрировали свое серьезное мастерство в кулачном бою и, наконец, состязались в исполнении казачьих песен.

У костра

Все эти испытания происходили на фоне седой, словно вросшей в землю могучей изборской крепости, веками оборонявшей Россию от непрошенных пришельцев с запада, одно из полей рядом с которой издревле называется Шибалицей — ибо там не раз сшибались русские и ливонские войска. С непривычки казалось, будто и крепостные стены, и кручи Жеравьей горы, и извилистая речка Смолка, и зеркальная поверхность Городищенского озера являются лишь эпической декорацией всего этого грандиозного праздника. Наши ребята стали не просто зрителями и болельщиками, но и помощниками в организации некоторых испытаний. А потом, после подведения итогов состязания команд и всего полуторамесячного проживания питерцев на изборской земле, состоялся грандиозный костер, у которого всю ночь не стихали песни, переплетавшиеся с народными танцами и хороводами, динамикой и красотой которых мы были просто зачарованы.

Ольга Свирепова

Продолжение в следующем номере

© Православный Серпухов