Ноябрь 2003 | |||||
| The FreedomЧасть I. Тотальная демократияПрошло 12 лет с тех пор, как рухнул Советский Союз - последняя и крепкая преграда на пути США к мировому господству. В одночасье установились демократические режимы в странах бывшего соцлагеря и государствах, где СССР продвигал социалистическое устройство экономики и внутренней политики. Тогда во второй половине 1991 года последователи либерализма и горячие поклонники американских идей и ценностей отмечали это событие как большую победу демократии. Спустя два года, после беспрецедентного попрания норм этой самой демократии - расстрела российского парламента снова прозвучали знакомые возгласы о преодолении риска возврата к тоталитарному режиму. И в 1996 после полугодовой истерии в СМИ против компартии, демократия в лице дряхлеющего Ельцина вновь взяла верх. Вот уже 12 лет, несмотря на глубокий экономический кризис, всевозрастающую преступность, наркоманию, проституцию, непрекращающуюся эпидемию СПИДа, стремительное вымирание населения и вспышки терроризма, демократия живёт и побеждает. Кто-нибудь ещё помнит времена ожесточённых политических споров на кухне, времена "Воскресенья", "Машины времени", Цоя и раннего Бутусова, когда многие верили что "правда всё же победит"... Куда пропала та романтика 80-х, то поголовное зачитывание Достоевским, Бердяевым, Флоренским... Где те Пасхальные ночи, в которые интеллигенция ходила на Крестный ход в ожидании чуда? Теперь наш разум забит мечтами и планами о материальном благополучии, раздавлен рекламой и чернухой. Оглянитесь вокруг. Наслаждение - смысл, суть и стиль жизни. Желания - движущая сила экономики. Политические ориентиры - в комфортном и эффективном удовлетворении "всевозрастающих потребностей" плоти. Великое множество людей живет "полноценной" жизнью во сне наслаждений: громадный ассортимент "продуктов питания"; конгломераты зрелищ; самая разная музыка, ставшая для многих воздухом; всевозможные клубы по интересам... Это страшнее радиации, это - закат человеческой истории. Как-то незаметно всё изменилось. Как бы случилась с нами обширная амнезия. А может, и не было той романтики, может, то был лишь причудливый сон? Как желтеют старые фотографии и темнеют фрески - образы нашей памяти обретают отблеск легенды и седого мифа. И если в былые времена прошлое для человека было ориентиром к будущему, то нынче оно ушло глубоко на дно сознания, утонуло, сгинуло. А демократия не умирает. Но стоит задуматься: действительно ли мы живём в эпоху свободы, гласности и народовластия? Не является ли демократия новой химерой, личиной, за которой скрывается тоталитаризм, какого ещё не знала история? Что бы ответить на сей вопрос, многого не надо - стоит только включить телевизор и очень внимательно разобраться в том, что вливают в наши мозги многочисленные телекомпании, рекламные и медиа - агентства, киностудии и PR-команды. Так вот вливают они не как-нибудь, а по методикам, отточенным десятилетиями, согласно давно разработанным наукам по психологическому воздействию на умы и чувства людей. Для начала необходимо снять психологическую защиту, с помощью которой человек критически воспринимает информацию и способен отсекать опасные для него сообщения. Для этого используются следующие методы: "анонимный авторитет", "очевидцы события", "эмоциональный резонанс", "отвлечение внимания", "психологический шок", "сенсационность", "срочность", "социальное одобрение" и др. "Анонимный авторитет" - давно используемый способ. Проблема некритичного следования авторитетам была раскрыта еще в XVI-XVII вв. Френсисом Бэконом и приписана к виду заблуждений, названному им как "идолы театра". СМИ примешивают сюда ещё и анонимность. Вот примеры: "По мнению экспертов...", "учёные после долгих экспериментов установили...", "Источник из президентского окружения, пожелавший остаться неизвестным, сообщил..." Какие эксперты? Какие учёные? Какой источник? Сообщаемая так информация, как правило, является ложью. Указание на авторитет придаёт ей значительность, а анонимность снимает с журналистов ответственность за ложную информацию. Сняв психологическую защиту, можно беспрепятственно применять методы, основанные на недосказанности, переплетении правды с ложью, а то и полном подлоге. Это "держи вора", "эффект первичности", "эффект присутствия", "констатация факта", "обход с фланга", "подмена", "полуправда", "рейтингование", "смещение акцентов". "Смещение акцентов" применяется, когда ситуация является многосторонней, поэтому её можно рассматривать в определённых аспектах, выгодных одним и негативных для других. Например, во времена Никсона Белый дом потребовал у ФБР переписать пресс-релиз, освещающий статистику преступности. ФБР хотело сделать акцент на общем повышении преступлений, дабы получить большие суммы от конгресса на борьбу с преступностью. Пресс-релиз был переписан с акцентом на другие моменты, и газеты вышли с заголовками "Насильственная преступность падает" и "Преступность в больших городах пошла на спад". Также можно привести печальный анекдот. Сообщение в газете: "Хорошо вооруженные кулаками палестинцы напали на мирно сидящих в танках израильских солдат. Солдаты получили тяжелые моральные травмы. Палестинцы отделались легкими смертями". Другая группа методов основана на использовании ассоциаций, лозунгов и ложных аналогий: "эффект ореола", "классификаторы", "ложная аналогия", "создание ассоциаций". Очень опасной психологической ловушкой является склонность человека мыслить аналогиями. Основным для большинства людей является образ логического мышления, основанный на эксплуатации связок "причина-следствие". Связку "конкретная причина - конкретное следствие", имевшую место когда-либо, мы склонны распространять и на другие ситуации, которые уже не имеют никакого отношения к первым. Прекрасный пример использования ложных аналогий можно найти в книге С. Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием": "Вспомним метафору рыночников: "нельзя быть немножко беременной". Мол, надо полностью разрушить плановую систему и перейти к стихии рынка. Но ведь никакого подобия между беременностью и экономикой нет. Более того, реальная экономика и не признает "или-или", она, если хотите, именно "немножко беременна" многими хозяйственными укладами. Поскольку все указания специалистов на постоянные ошибки такого рода игнорировались, речь идет о сознательных акциях по разрушению логики". Третья группа основана на моделировании повестки дня, создании событий и освещении новости в определённом ключе: "комментарии", "перспектива", "создание информационной волны", "создание проблемы", "создание угрозы". Создание проблемы - это целенаправленный отбор информации и придание высокой значимости тем или иным событиям. По-разному организованная информационная активность относительно определённой ситуации может позволить ей занять неадекватное её реальному статусу положение. Дозированная подача информации может либо преувеличить, либо уменьшить её значимость для общества. После чего муха в настоящей жизни может стать слоном в информационной реальности и наоборот. Исследователи проблем массовой коммуникации постоянно обнаруживают зависимость между освещаемыми в СМИ событиями и тем, что зрители понимают как наиболее важные общественные проблемы. Есть и другие методы: "забалтывание", "информационная блокада", "использование медиаторов", "обратная связь", "принцип контраста", "пробные шары", "сросшиеся предложения", "упреждающий удар", "ядовитый сэндвич", "присоединение к будущему", "нога в дверях", "растянутость во времени", "изменение масштабов", "моделирование доверия", "формирование лозунга", "перенос внешних характеристик во внутренние убеждения", "канализация негативных эмоций", "символизация". О "присоединении к будущему" хорошо написано в книге Георгия Почепцова "Информационные войны": "Мы хорошо знакомы с этим способом по многократно используемому пропагандой приему, когда начальное действие трактуется (подается) как результирующее. Например: "Здесь будет заложен завод, который будет выпускать сотни тонн, это будет самый большой завод в Европе…" Реально заложенный "первый камень" начинает трактоваться как работающий завод, рассказывается о выпуске его продукции, которая заполнит магазины". Ну и, наконец, самый радикальный метод промывания мозгов - это "Переписывание истории". Метод рассчитан на длительный период времени, необходимый для формирования мировоззрения целого поколения. Нужно разрушить историческую память, для чего формируется виртуальная картина исторической действительности с помощью книг, лекций, телевидения, кино, прессы, театрализованных представлений и т.п. Потом этот иллюзорный мир начинает восприниматься как настоящий. Особенно в деле переписывания истории эффективен кинематограф. Кино по замыслу автора может создавать у зрителя ощущение моральной правоты определённого персонажа, не смотря на ту действительную роль, которую он занимает в истории. При этом психологическое воздействие осуществляется на эмоциональном уровне, так что рациональные контраргументы при этом не действуют. Распространение западного кинематографа, как в общем и других разновидностей западной масс-культуры в ментальном пространстве СССР явилось значительным фактором в деле развала Советского государства. В общество были умело имплантированы западные принципы и стандарты жизни, искажена историческая память. Сегодня на вопросы, кто впервые создал искусственный спутник Земли, атомную электростанцию, атомный ледокол, корабль на воздушной подушке, вывел человека в космос, одержал решающую победу во второй мировой войне, значительная часть российской молодежи называет… Соединенный Штаты. Для манипуляции сознанием также применяются нейролингвистическое программирование и психотронное воздействие. Но об этом как-нибудь в другой раз. Подведём итоги. Кто-то считает, что мы живём в демократическом обществе, где реализованы принципы народовластия, гласности, политических свобод и соблюдения прав человека. Кто-то говорит, что никакой демократии нет, а всем заправляют олигархи. Но мало кто догадывается, а тем более знает, что в наши дни с полной отдачей реализован механизм манипулирования сознанием и чувствами людей. И вот через него как раз и осуществляется действенная власть, область охвата которой ещё не знала история. Сергей БондаренкоP.S. В этой статье я рассказал о политическом аспекте воздействия на умы и чувства людей. В следующих номерах "Православного Серпухова" ожидайте рассказ о потребительской стороне манипулирования сознанием. The Freedom. Часть II. Рынок мыльных пузырей |
||||
© Православный Серпухов |