На главную страницу
Храмы Серпуховского благочиния

Церковь Сретения Господня города Серпухова

Сретенский храм города Серпухова. 2005 год

В Занарье, ближе к Владычному монастырю, стоит церковь Сретения Господня с приделами Толгской иконы Божией Матери и святых бессребреников Космы и Дамиана в трапезной, возведённая в 1702 г. Трапезная построена в 1813 г, колокольня, сменившая шатровую колокольню начала XVIII в., — в 1833 г (в советское время разрушена). В старину на этом месте стояла деревянная церковь Святых бессребреников Космы и Дамиана, являвшаяся центром Космодемьянской слободки, где жили кузнецы.

Архитектурный облик церкви представляет собой начальный этап становления городского каменного зодчества. От здания этого времени сохранился основной объем типа "восьмерик на четверике" с трехчастной граненой апсидой, являющейся большой редкостью. Все алтари Серпуховских храмов первой четверти XVIII века были перестроены, и лишь по этой красиво апсиде можно представить облик важной составной части храмовых зданий названного периода.

Большая двухпридельная трапезная построена в стиле классицизма. В основе ее композиционного решения — прямоугольный объем со скругленными углами, украшенный приставными сдвоенными тосканскими колоннами. Южный и северный фасад трапезной завершали треугольные фронтоны с небольшими главками на тонких барабанчиках. Теперь их нет, как и свода трапезной, рухнувшего в середине 80-х.

В 1889 г. при храме открыта церковно-приходская школа, которая помещалась в двухэтажном здании, купленном почетным гражданином Т.И. Каштановым.

Устойчивое местное предание связывает с храмом имена серпуховских уроженцев святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца и преподобного Германа Аляскинского.

Служивший в Сретенской церкви протоиерей Александр Владыченский в 1930 г. был выслан на три года, а, вернувшись, поселился один в лесу в районе д. Макарово в Калужской области, где служил два-три года до нового ареста в 1937 г. Расстрелян 21 октября 1937 г. В 1938 г. расстреляны также служивший в Сретенском храме священник Александр Успенский, певчие Гликерия Петровна Савельева (монахиня Владычного монастыря Лариса) и Татьяна Ивановна Рябченкова.

Первый молебен в возрождаемом Сретенском храме. 2000 год
© Юрий Соломатин

Еженедельно в воскресенье и по великим праздникам в храме совершаются молебны и панихиды. Также совершаются освящение куличей в Великую Субботу, Великое водоосвящение на праздник Богоявления.

Духовенство: священник Алексий Спигин — настоятель.

Адрес: Московская область, г. Серпухов, ул. Карла Маркса, д. 30.

Проезд: с Курского вокзала до станции "Серпухов", далее автобусами № 5, 11 до остановки "Площадь 49 армии".

Исторические исследования и материалы

Сретенская церковь

...Смотря на Сретенскую церковь (ул. Карла Маркса, 30), снова не покидает мысль о человеческом равнодушии. Состояние памятника настолько плохо, что, если не принять самые срочные меры, Серпухов вскоре утратит одно из лучших произведений местного зодчества.

Церковь Сретения Господня города Серпухова. Начало XX века

Антиминс в "новопостроенную церковь Сретения да в придел Косьмы и Дамиана" был выдан в 1702 году. Всего шесть лет прошло с тех пор, как в кремле был освящен новый Троицкий собор, а строитель Сретенской церкви сумел обновить образный строй взятого им за основу "образца". И, конечно, это не просто совпадение, что построенный "тщанием прихожан" в первые годы XVIII столетия новый храм открыл и новую страницу архитектуры Серпухова. Сказалась активизация городской жизни, торговли, появление нового круга заказчиков с новыми культурными устремлениями. Настало время, когда хозяйственный быт, а не высокое умозрение определял тип духовно-культурного менталитета. Причем спор между старым и новым — и в искусстве и в жизни — только косвенно задевал глубинные пласты культурного сознания. Многое лежало на поверхности, решалось на месте, совершалось в силу культурной привычки. Демонстративная приверженность серпуховских мастеров к старине, впервые проявившаяся в архитектуре Сретенской церкви, была реакцией на демонстративность петровских преобразований. Это "возрождение" не столько по сути, сколько по форме происходящего.

...Она создана в результате смешения двух различных стилей. Типичные для московского барокко объемно-планировочные решения и конструктивные приемы слились с характерными для середины XVII столетия формами декорации. В результате "нарышкинская" ярусность, трепетное движение вверх были ослаблены. Двухсветный четверик с нерегулярно расположенными проемами как бы "сбивает" вертикальную ось. Отчего восьмерик воспринимается частью единого объема храма. Со скульптурной выразительностью разработан он мастерски прорисованными и исполненными оконными наличниками с килевидными очельями, пучками полуколонок с перехватами, поребриком и антаблементом. Часть декора скрыта поздней штукатуркой, но там, где открылась "живая" кирпичная кладка, можно видеть эту благородно сдержанную пластику фасада.

Сохранившаяся первоначальная апсида Сретенской церкви — настоящая редкость. Дело в том, что все алтари серпуховских храмов первой четверти XVIII века были перестроены в позднейшее время и лишь по этой красивой трехчастной апсиде можно представить облик важной составной части культовых сооружений рассматриваемого периода. В 1813 году на месте примыкавшего к западной части Сретенской церкви компактного притвора и шатровой колокольни строится большая двухпридельная трапезная в стиле классицизма. В основе ее композиционного решения — прямоугольный объем со скругленными углами, украшенный приставными сдвоенными тосканскими колоннами. Кроме того, южный и северный фасад трапезной завершали треугольные фронтоны с небольшими главками на тонких барабанчиках. Теперь их нет, исчезла и трехъярусная ампирная колокольня (1833)...

Ф. В. Разумовский
Художественное наследие Серпуховской земли
М.: Искусство, 1992, с. 125-127

Ц. Сретения Господня с приделом Космы и Дамиана на посаде города Серпухова. До построения сей церкви изстари была деревянная церковь во имя Космы и Дамиана на посаде. 7128 г. у церкви двор попа Афанасия, дв. просвирницы; в приходе: 2 дв. Афанасия Прончищева, дв. князя Андрея Андреевича Голицына, дв. Троицы Сергиева монастыря, дв. Семена Левонтьева, дв. князя Бориса Михайловича Лыкова, дв. Владычня монастыря, дв. рыболова, 2 дв. маслеников, 2 дв. сапожных мастеров, дв. кузнеца, дв. калачника, дв. посадскаго торговаго человека и 2 дв. бобылей, всего 20 дворов. На дворы положено церковной патриаршей дани 6 алт. 2 ден., десятильничих 2 алт., заезда 8 денег, казенных платежных пол-четверта алтына.

7136 г. в окладных приходных книгах Патр. Казен. приказа Космодамианская церковь писалась с тем же окладом дани. 7161 г. по новому письму и дозору на оную церковь положено дани рубль 5 алт., заезда гривна.

7160 г. июля в 27 день запечатана грамота благословенная, по челобитью из Серпухова, с посаду, кузмодемианскаго попа Михаила на три престола: Богоявления Господня, да св. чудотворцев Космы и Дамиана, да преподобных отец Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев (Патр. пр. прих. кн. 31, л. 80).
7202 г. октября в 20 день, по благословенной грамоте, дан антиминс ко освящению церкви Космы и Дамиана во град Серпухов, на посад, под росписку той же церкви попа Федора (Патр. пр кн. 138, л. 55).

1700 года июня в 5 день, по благословенной грамоте, выданы два антиминса в новопостроенную церковь Сретения Господня да в придел Космы и Дамиана, а взял антиминсы тое ж церкви поп Иван Иванов (Патр. пр. кн. 138, л. 188).

1720 г. мая в 3 день дана перехожая память, по отписке гор. Серпухова Высоцкого монастыря архимандрита Герасима и по приходской заручной челобитной, серпуховского уезда вотчины Серпуховского Высоцкого монастыря, села Дракина, церкви Бориса и Глеба дьякону Григорью Михайлову в Серпухов, к церкви Сретения Господня на место бывшаго дьякона Афанасья Иванова; пошлин 4 ал. с деньгою (Патр. пр. кн. 220, л. 134 об.).

1732 г. мая 10 дня дана третья патрахельная память, по приходской заручной челобитной и по допросным речам, города Серпухова, церкви Сретения Господня и святых чудотворцев Космы и Дамиана вдовому попу Ивану Феодорову на 3 года, пошлин по 5 алтын на год, 15 алтын, а что он, поп Иван, служил в 730 г. с 31 числа мая по 15 число сего 732 года и за те годы взяты пошлины по указу по 5 алтын на год, всего на 5 лет 25 алтын.

В. и Г. Холмогоровы
Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст.
вып. 9 (Волоколамская и Серпуховская десятины)
М., 1896, с. 112-113

in English

© Православный Серпухов