На главную страницу
Храмы Серпуховского благочиния

Церковь Святой Троицы в селе Лужки

Церковь Троицы Живоначальной в селе Лужки
Фото: Юрий Соломатин. 1999 г.

Первое упоминание о селе Лужки встречается в "Писцовых книгах" 1618 — 1627 гг. В 1619 г. половина Лужков была вотчиной Федора Константиновича Арцыбашева, другая — его брата Воина Константиновича. В 1659 г. часть крестьянских дворов принадлежала Афиногену Шишкину, в 1682 г. — его сыну Кондратию.

В 1665 году в сельце появился деревянный храм Пресвятой Троицы, который просуществовал почти 100 лет. Серпуховский купец В. Г. Кишкин, имевший в Лужках парусинную, полотняную и бумажную фабрики, в 1756 году по своей инициативе строит каменную церковь Святой Троицы с приделом святителя Николая Чудотворца.

Строение церкви имеет высокий трехсветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом и завершено маленькой главкой. С востока к четверику примыкает граненая апсида, с запада небольшая трапезная с приделом и двухъярусная шатровая колокольня.

В 1894 г. в селе по инициативе священника Г. Виноградова открылась церковно-приходская школа, разместившаяся в здании, построенном И. Н. Коншиным.

В советское время храм был закрыт (в 1930-е годы) и разорен. Какое-то время в нем был сельский клуб. От старинного кладбища почти ничего не осталось кроме нескольких белокаменных надгробий. В настоящее время здание занято сторонними организациями.

Адрес: Московская область, Серпуховской район, с. Лужки.

Проезд: с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт. № 47 "Лужки" до конечной остановки.

 

Исторические материалы и исследования

Ц. Пресвятыя Троицы в селе Лужках.

135 г. по писцовым книгам в Окологородном стану вотчина за Федором Константиновым сыном Арцыбушевым, по вотчинной грамоте 127 году, половина сельца Лушки на речке Колоче, а другая половина того сельца за братом его родным Воином Арцыбушевым; в сельце два двора вотчинников и помещичий, 16 дв. крестьянских и 6 дв. бобыльских (кн. 439, лл. 20 и 161). В приходной книге 174 году жилых церквей написано: в Серпуховской десятине прибыла вновь церковь Пресвятыя Троицы в селе Лушках, дани 14 алтын с денгою, заезда гривна, по книгам Гаврила Григорова, а с чего на тое церковь дань положена, того не ведомо; а в нынешнем во 190 году генваря 16 дня бил челом святейшему патриарху Кондратей Анфиногенов сын Шишкин: в прошлом де 167 году по челобитью отца его Анфиногена в серпуховском уезде к церкви Пресвятыя Троицы, что в селе Лушках, приписана церковная земля в пустоши Жидовиновой, да лугу у Оки реки на берегу и отказныя книги в Казенной приказ присланы и те де книги утерялись, а выписи ему с тех книг не дано, а черныя книги отказныя той земле за руками сторонних людей есть у него и чтоб с тех книг дать ему выпись. И в Казенном приказе против того его челобитья приискано дело, а в деле написано: во 167 г. бил челом блаженные памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа великия и малыя и белыя России самодержцу, меж патриаршества, Анфиноген Шишкин: в серпуховском де уезде, в Окологородном стану, церковная обводная успенская земля, что была на пустоши Жидовиновой, да тоя ж церкви у Оки реки церковная земля на берегу поповская лежит порозжа, к церкви нигде не приписана, и чтоб тое землю сыскать и сыскав отмежевать к Троицкой церкви, что в Лушках. И по тому его челобитью посылана грамота в том же году в Серпухов к осадному голове к Степану Елусупову (?), велено ему про церковную пашенную землю и про отхожую землю про луг старожилы розыскать и описать и от помещиковых и вотчинниковых земель отмежевать по старым признакам, и те книги прислать за своею и сторонних людей за руками к Москве. И Степан Елусупов против той грамоты о той земле розыскивал ли, и от сторонних земель отмежевал ли, и к Троицкой церкви приписал ли, и о том о всем к Москве писал ли, и межевыя книги той успенской земле и отхожему лугу прислал ли, того не ведомо, потому ничего того не сыскано и в приходных книгах под Троицкою церковью нигде не очищено. А в черных межевых книгах, каковы Кондратей Шишкин церковной успенской земле подал, написано: во 167 году сентября в день, по государеве грамоте, из Патриарша Казеннаго приказу, за приписью дьяка Парфенья Иванова, серпуховской осадной голова Степан Савельев сын Елусупов ездил в серпуховской уезд, в Окологородной стан, по челобитью Анфиногена Шишкина на пустошь Жидовинову, да на луг, что на Оке реке на берегу, и те земли по сыску с сторонними людми с старожилы от помещиковых и вотчинниковых земель отмежевал и той церковной успенской земле на пустоши Жидовиновой учинил вновь межевыя грани вверх по речке Атадене, по левую сторону земля церковная, грань у речки Атадени на осине, а по правую сторону за речкою Атаденою поместная земля Спиридона Ящиринына, и от той первой грани, что на осине, вверх по речке по Атадене до колодезя до Ниговца вверх на ель, а на ней грань, а от той грани, что на ели, вверх по колодезю Ниговцу до большой гонной дороги, а по той гонной дороги на левой стороне на березу, на ней грань, а от той березы по левой же стороне на березу ж, на ней грань, а от той березы, едучи гонною большою дорогою, и въехав налево на малую дорожку к великой поляне на березу ж, на ней грань подле дороги, а от той березы на дуб подле дороги, на нем грань, а от того дуба едучи малою дорожкою и въехав на жидовиновскую большую дорогу, по левую сторону, на церковной земле налеве на осину, а на ней грань, по правую сторону большой дороги лес помещика Анфиногена Шишкина, а от той осины едучи прямо большою дорогою жидовиновскою, въехав на малую дорожку, направо на ель, а на ней грань, а от той ели прямо на сосну, а на ней грань, а от той сосны прямо на осину, на ней грань, а от осины прямо через дорогу на березу, на ней гран, а от березы прямо к речке к Атадене на иву от одново корени два верха, на них грань, да той же церковной успенской земли отхожей луг, что на Оке реке, на берегу, едучи с Селенской пустоши, что лежит дорога кружком, налеве липа, на ней гран, а от той липы прямо к Оке реке на столб, на нем грань, у столба яма, а в ней уголье, а от того столба прямо на столб же, на нем грань да яма, а в ней уголье, направе земля Ивана Прокофьева, налеве к Оке реке — церковная, а от того столба на калиновой куст, а от калинова куста на столб, на нем грань, у столба яма, а в ней уголье, а от того столба прямо к Оке реке, направе земля от последняго столба Ивана Прокофьева, а налеве церковная, вниз по Оке реке берегу до Атаденского устья; и обмежевав тое землю приписал к Троицкой церкви, что в Лушках; а на межеваньи были серпуховскаго уезду, Окологороднаго стану, Высоцкаго монастыря, села Бутурлина, николаевской поп Андрей, да крестьяня Левка Наумов, Кузка Зиновьев, деревни Нефедовой Якимко Терентьев, Фетинко Андреев, Владычня монастыря деревни Палехова Гурко Агеев, села Новинок покровской поп Захарей, да крестьяня деревни Мартьяновы Корнюшка Самойлов, Ивашко Сидоров; а межевыя книги писал подьячей Василей Михайлов, да к тем черным книгам руки приложили николаевской поп Андрей, покровской поп Захарей; а что той церковной успенской земли и отхожаго лугу пашни, сенных покосов того в тех черных книгах не написано. И по указу святейшаго патриарха, посылана в Серпухов к троицкому протопопу Василью грамота, велено ему против Степанова межеванья Елусупова церковной успенской земли и отхожаго лугу досмотрить межи и грани все ль целы и что той церковной успенской земли пашни и сенных покосов по смете будет; а по дозорным книгам протопопа Василья на церковной успенской земле, что на пустоши Жидовиновой и на отхожем лугу, что на Оке реке, против описных книг Степана Елусупова, межи и грани все в целости, а по смете церковной земли на пустоши Жидовиновой пашни кустарником поросло в поле десятин по пяти, а в дву потому ж, а пашенной земли нет, сена меж кустарников на речке Атадене, у колодезя Ниговцу государевых копен будет на десять, лесу сосняку и елнику и березнику в тех межах вдоль длинников будет на десять, а поперег тож, отхожева лугу, что на Оке реке и на усть Отодени речки, против Степанова отводу, будет сенных покосов государевых указных копны на три да пашенной земли две десятины. И в нынешнем во 190 году июля в 4 числе, по челобитью Кондратья Шишкина на церковную успенскую землю и на отхожей луг, против Степанова отводу Елусупова, и с дозору протопопа Василья дана выпись, почему тою успенскою землею и отхожим лугом Троицкия церкви попу с причетники владеть, а как писцы тое церковную землю и с отхожим лушком отмежуют и о оброке с той земли что святейший патриарх укажет. Выписка о том и черныя книги Степанова отводу Елусупова и дозорныя книги протопопа Василья у Ивашка Неустроева (Патр. пр. кн. 103, л. 608; дозорная кн. 183). 186 г. сельцо Лужки находилось во владении Саввы Прокофьева и Иева Демидова Арцыбашевых; в сельце числилось 8 дв. крестьян и 3 дв. бобыльских и Кондратья Анфиногенова Шишкина 6 дв. крестьян и 5 дв. бобылей. 1701 г. декабря в 1 день, по благословенной грамоте, выданы два антиминса в серпуховской уезд, в церковь Живоначальныя Троицы да в предел Николая Чудотворца, в село Лушки, под росписку той же церкви попа Стефана Калинина (Патр. прик. кн. 138, л. 210).

В. и Г. Холмогоровы.
Исторические материалы о церквах и селах XVI — XVIII ст.
вып. 9 (Волоколамская и Серпуховская десятины). М., 1896, с. 137-140

Лужки

Это старинное селение расположено к востоку от г. Серпухова в охранной зоне Приокско-террасного государственного биосферного заповедника по обоим берегам малюсенькой речки Колочи. На здешних приокских лугах есть несколько озер: Борисово, Круглое, Стойло, Большое (Долгое) и другие. Есть болотца и встречаются "вертепы", что означает карстовые воронки диаметром порядка 10-15 метров и глубиной от двух до шести метров. Прекрасные сенокосные угодья, добротные земли для пашни и скотоводства, а самое примечательное — это удивительная окская флора.

Издревле эти места привлекали людей для поселения. Археологические обследования А. Н. Воронкова в 1940-х годах, археологические разведки, проведенные в 1988 г. К. В. Ворониным и плановые раскопки в 1989 и 1993 годах, произведенные В. А. Сидоровым, выявили здесь лужковский комплекс археологических памятников эпох мезолита, неолита, бронзы, раннего железного века, второй половины I тысячелетия нашей эры, X-XIII вв., XIV-XVII вв. Первым найденным письменным источником являются "Писцовые книги" 1618-1627 годов, которые сообщают, что: "... в окологородном стану вотчина за Федором Константиновым сыном Арцыбушевым по вотчинной грамоте 1618 — 1619 гг. половина сельца Лушки на речке Колочи, а другая половина того сельца за братом его родным Воином Арцыбушевым. В сельце 2 двора вотчинников и помещичий, 16 дворов крестьянских и 6 дворов бобыльских".

В 1665 году в сельце появилась деревянная церковь Пресвятой Троицы, которая просуществовала почти 100 лет.

Новый владелец части Лужков, серпуховский купец Василий Григорьевич Кишкин, основавший в селе парусинную, полотняную и бумажную фабрики, по своей инициативе в 1756 году построил каменную церковь Живоначальной Троицы с приделом свт. Николая Чудотворца, которая через 100 лет была приписана к церкви Бориса и Глеба в селе Енино.

В 1930-е годы церковь подверглась гонению и надругательству. Какое-то время в ней был сельский клуб, а затем ее совсем забросили.

Старинного кладбища практически нет, кроме трех громадных белокаменных надгробий со славянскими надписями.

Б. Мамонтов, краевед

© Православный Серпухов