На главную страницу
Паломничества

Особенности пастырского служения в Ирландии

Сколько-нибудь значительная русскоязычная диаспора появилась в Ирландии сравнительно недавно. С началом экономического подъема открылись новые возможности, и в страну хлынул поток эмигрантов, в том числе из России и из бывших советских республик: Белоруссии, Украины, Молдовы, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии. Люди приезжали в основном на заработки, предполагая с течением времени вернуться домой. Однако в силу различных причин, одной из которых была сложная ситуация на родине, эмигранты, как экономические, так и политические, ассимилировались и прожили в Ирландии многие годы. Теперь они помогают перебраться в Ирландию своим близким и не очень близким родственникам и друзьям. Постепенно здесь создаются разного рода круги общения русскоговорящей диаспоры. Дело идет к тому, чтобы как-то выявить свою идентичность и обозначить ее в социальной, культурной и духовной жизни Ирландии. Сначала открылись так называемые "русские магазины", где можно пообщаться на родном языке и приобрести "русские" продукты литовско-польско-немецкого производства, привычные для каждого выходца с постсоветского пространства. Параллельно возник информационный центр и газета, основной задачей которых является предоставление своим соотечественникам полезной, а иногда и жизненно необходимой информации. Затем новые эмигранты задумались о создании прихода и об открытии церкви. Все происходит так, наверное, как это было и в других западноевропейских странах, принимавших эмигрантов из Восточной Европы и стран бывшего СССР. Хотя здесь есть и свои особенности, если учесть тот факт, что сама Ирландия совсем недавно вступила в период подъема после многовековой колонизации и экономического застоя, наступившего вслед за освобождением (известно, например, что в восьмидесятые годы ирландцы еще приезжали подрабатывать в Россию). Полагая, что традиционная для Ирландии католическая традиция не слишком способствовала принятию господствующих в Европе либеральных ценностей, принято считать, что экономическое развитие Ирландии происходит на фоне сохранения традиционных норм. Это должно быть особенно заметно тем эмигрантам, которые уже успели какое-то время пожить в других европейских странах.

Можно сказать, что именно традиционный уклад и приверженность католицизму пока еще удерживают ирландцев от принятия нового европейского сознания, где нет места религиозной определенности, а христианское понятие "личность" подменяется секуляризованным "индивидуум", права которого "свято чтутся". Однако тот факт, что именно христианство кардинально изменило отношение к человеку как личности, замалчивается или предается забвению, чтобы "не обиделись" представители других религий и культур. Но ведь каждая из традиционных культур имеет то, чем могла бы поделиться и обогатить своих соседей. Если же все различия будут искусственно сведены к минимуму, то о каком обогащении может идти речь? В целом, Ирландия, как может, пока еще сопротивляется глобализации, ведь именно в культурном отношении она представляет самобытную и необычайно глубокую традицию, укорененную в христианстве и восходящую к древнему Православию.

Рождаемость в семьях, недавно переселившихся в Ирландию, беспрецедентно высока, поскольку новорожденные дети сразу получают ирландское гражданство, а их родители — права опекунов маленького гражданина или гражданки Евросоюза. Возникает острая необходимость в школьных и дошкольных учреждениях для детей из русскоговорящих семей. Однако из-за недоверчивости родителей или по каким-то иным причинам попытки их создания поначалу не имели успеха. А если не было возможности обучать ребенка на русском языке, то после рождения его нужно было хотя бы покрестить. Вернуться для этой цели на родину многим не представлялось возможным, а крестить в католичество никто не хотел, даже если это был смешанный брак. Родители начали искать возможности крестить детей в православную веру, не выезжая из Ирландии. И они обрели такую возможность, когда в Дублине решением Священного Синода Русской Православной Церкви был открыт православный приход во имя святых апостолов Петра и Павла. Вслед за этим вскоре появилась возможность и обучать детей на русском языке — при церкви начала работать русская школа.

Многие эмигранты после долгих лет скитаний и лишений стали приходить к православной вере, понимая, что к этому их побуждает не столько дань традиции и обычаям, сколько необходимость личной встречи с Богом, без Которого жизнь не имеет смысла и цели. Увидев западный мир глазами экономического эмигранта или беженца и многое испытав, люди во многом разочаровались, но одновременно утвердились в главном, что личную веру нужно искать там, где сердцу привычно, спокойно и легко, то есть в своей собственной православной традиции. Хотя и непросто человеку со сложившимся мировоззрением и жизненными привычками найти дорогу в храм, но необходимость этого ощущается особенно остро за пределами родины. И вот те, кто ранее в своей жизни не только не верил, но часто и активно отрицал веру в Бога, приходят в храм на свою первую исповедь. Происходит чудо рождения нового человека, а прежний перестает существовать, когда исповедник наклоняет свою голову для разрешительной молитвы. "Второе крещение" — так называют святые отцы таинство исповеди. Именно "второе крещение" совершается с теми, кто нашел свою дорогу в храм вдали от родины на земле древних кельтов.

Приход в Дублине многонационален и многолик. Молитва "Отче наш" во время Литургии звучит на славянском, английском, ирландском, сербском, молдавском и грузинском языках. "Трисвятое", Херувимская песнь, "Тело Христово" и некоторые другие литургические гимны поются по-славянски, по-английски и по-грузински. Ектеньи, молитвы и проповедь звучат на славянском и английском языках. На службы приходят русские, украинцы, молдаване, грузины, сербы, ирландцы, шотландцы, англичане, американцы, французы, поляки, есть даже бразилец. Для всех открыта русская церковь святых апостолов Петра и Павла на Харольдс Кросс. Условие только одно — "отложить всякое житейское попечение", чтобы с любовью принять всех своих братьев и сестер и разделить с ними Трапезу Господню.

Большое количество причащающихся детей — будущее дублинского прихода, за время существования которого с 2002 по 2006 год было крещено около четырехсот младенцев. Их родители сначала приходили на службы, только чтобы принести к причастию своих чад. Но постепенно, вместе со всеми внимая происходящему на службе, они и сами начинают готовиться к исповеди и причастию, а затем переходят к практике более частого причащения. Это, несомненно, благотворно сказывается на их духовном состоянии. Вместо причастия один-два раза в год в продолжение Рождественского и Великого постов прихожане готовятся и причащаются один-два раза в месяц или даже каждую неделю. Осознание своей духовной ответственности перед принятием Святых Христовых Тайн не позволяет человеку в будничной жизни совершать те поступки, которые могли бы быть совершены, если следующее причастие еще не планируется или отстоит на неопределенно долгое время. Само по себе деятельное участие в Божественной литургии духовно питает и исцеляет человека, то есть восстанавливает его в целости, воссоединяя душу и тело. Устраняется их трагический разрыв как следствие греха, и начинается новая жизнь, в гармонии и согласии. Конечно, человек сам не в состоянии удержать ту благодать, которую он получает в причастии, приходят новые соблазны и искушения. Но духовная память, данная каждому из нас, хранит на себе печать действия Святого Духа. И в момент духовного оскудения она напомнит нам о возможности быть исцеленным Самим Господом, если не пренебрегать Таинством Его Тела и Крови.

Приходская жизнь, таким образом, строится вокруг самого важного — Евхаристии или Благодарения. Это Таинство Таинств и есть основа Церкви и главный повод церковных собраний. Смысл общения христиан заключается в том, чтобы благодарить Бога за все Его благодеяния, во Христе вознося свое благодарение к Богу. И приход, где правильно устроена евхаристическая жизнь, становится православной общиной, которая являет собой церковное единство во Христе. Любое нестроение, которое может возникнуть в такой общине, преодолевается в духе любви и согласия. Собранность во имя Христово, а не ради каких-то иных, пусть и благих, целей, придает церковному собранию духовный смысл. И люди, оставив свои индивидуальные симпатии и антипатии, рассматривают себя и других как члены Тела Христова, различные, но одинаково необходимые. Взаимное доверие, поддержка и соучастие должны стать сами собой разумеющимися среди прихожан, поскольку для деятельного участия в Жертве Христа каждый призван принести свою малую жертву. Именно малые жертвы, когда мы словом и делом помогаем нуждающимся братьям и сестрам, а также и храму, составляют то литургическое приношение, без которого невозможно подлинное совершение Божественной литургии и евхаристическая жизнь общины.

В самом начале своего существования дублинский приход являл собой скорее просто собрание русскоговорящих людей, связанных общими темами и заботами. Многое нужно было осознать и пересмотреть, чтобы действительно начать строить евхаристическую общину. Прежде всего, привыкнуть к православному богослужению и, узнав ближе, полюбить, воспринимая его как образ или икону Царства Божиего. Доверие и преданность православной традиции состоят именно в том, чтобы на деле стать соучастником всего, что происходит в храме в течение богослужебного года, соблюдая по мере сил посты и правила, а главное, всем своим сердцем участвуя в молитвенном делании. Нельзя допускать охлаждения к молитве, чтобы стало общим состоянием, когда молитва "вычитывается" с той только целью, чтобы исполнить все "так, как положено". Нельзя допустить и обратного — чрезмерного сокращения правила с оговоркой, например, что на большее нет сил. Именно трудом общей и личной молитвы создается евхаристическая община. А чтобы принести плоды, этот труд, как и всякий иной, требует собранности, посвященности и усилия над собой, ибо "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12).

Важнейшим условием сохранения молитвенного духа церковных собраний является правильное отношение к таинствам, причастниками которых мы призваны стать. Таинство совершает Бог, но участвует в нем община, как своего рода среда для осуществления таинства, только в которой оно и может стать для нас реальностью. Без деятельного участия человека Бог не приобщит его Своим Тайнам. В чем же заключается это участие?

Когда мы, например, собираемся в театр или на концерт, то заранее, прежде чем покупать билет, узнаём, будет ли это нам интересно и полезно, обогатимся ли мы чем-то, получим ли какие-либо впечатления от действа и т. д. Никто по своей воле не пойдет слушать то, что его не интересует и не волнует. Однако, узнав, что это именно тот долгожданный спектакль или концерт, который нельзя пропустить, мы будем заранее готовиться и настраивать себя "на волну" предстоящего события, чтобы как можно более осознанно внимать ему и ничего из происходящего не пропустить. Сколь же более глубокой и значительной должна быть наша подготовка к встрече с Богом, к принятию Его Таинства! Только лишь осознание того факта, что мы призваны разделить Трапезу Господню, должно настроить нас и побудить сделать все возможное, чтобы Бог принял нас и удостоил самого высокого, что доступно человеку — причастия Тела и Крови Христовых. Кажется, непомерно многое ожидается от нас, — ведь никто сам себя не может сделать достойным причастия, но в действительности требуется только то, что нам по силам, — предать Христу свое сердце и всего себя, как есть, без остатка. Поэтому готовиться к исповеди и причастию нужно так, как будто это последние исповедь и причастие в той самой жизни, которую мы проживаем здесь и сейчас. Это верно настроит наше сердце и душу, и слова подготовительных ко причастию молитв и самой службы не останутся только словами, но произведут полный переворот нашего сознания и приготовят нас к встрече со Христом.

Исповедь не является "билетом" к причастию, и нет необходимости исповедоваться "для галочки" или потому, что "так положено". Это может привести к неверной интерпретации таинства Исповеди, к искажению самой его природы. Участие в таинстве Исповеди должно иметь литургический, то есть общинный характер, хотя мы и называем ее личной исповедью. Очень важной является молитва, читаемая священником перед исповедью, а также разрешительная молитва после исповеди, которые должны быть выслушаны с полным вниманием и верой, что именно все грехи без исключения, не только названные, но также и неназванные или забытые, "прощаются и разрешаются". Это и есть литургический акт подтверждения священником как предстоятелем общины того факта, что исповедник получил полное прощение, дарованное Богом. Бог прощает все грехи, ничего не оставляя на следующий раз, когда мы "лучше подготовимся к исповеди", и только Его прощение покрывает нам все, по вере давая возможность участвовать в таинстве Евхаристии и действительно причаститься Тела и Крови Христовых. Если полагаться лишь на собственную память и думать, что я мог что-то забыть из своих грехов, и поэтому они остались непрощенными, то можно никогда не прийти к причастию. Недопустимо, однако, и другое — полагать, что я вспомнил и исповедовал все и потому "достоин" причаститься, получив разрешение или "билет" на причастие. Лишь осознание своего недостоинства дает нам возможность уповать на терпение Божие и Его бесконечное милосердие и любовь к нам, то есть на то, что действительно делает нас причастниками Святых Таин. Произнесение вслух своих грехов в присутствии священника, свидетельствующего нашу исповедь, — это соучастие человека в Таинстве, которое совершает Бог. Без деятельного участия исповедника и его искреннего покаяния и сердечного сокрушения исповедь невозможна, также, как невозможно совершение Литургии вне евхаристического собрания, когда в храме нет верных. Именно с исповеди, как первой встречи с церковным таинством, начинается вхождение человека в приходскую жизнь. Такой подход во многом оправдал себя в приходской практике дублинского прихода и других приходов в Ирландии, поскольку многие из приехавших сюда были крещены в детстве, но на своей родине практически никогда не принимали участия в таинствах, в лучшем случае ограничиваясь тем, чтобы поставить свечи и некоторое время побыть в храме. Для таких исповедь здесь стала первой в жизни, и к ним, как к взрослым людям, прожившим достаточно большую и насыщенную событиями жизнь, был необходим особый подход, чтобы первая встреча с таинством стала для них началом полноценной духовной жизни.

Для многих Ирландия была далеко не первой страной их вынужденной или добровольной эмиграции. А из вновь пришедших в храм некоторые прошли серьезные испытания и преодолели различные соблазны и искушения, как на своей родине, так и в других странах. Интересно, что человек пытается привезти с собой в другую страну то, что ему было привычно дома, к сожалению, включая дурные наклонности и привычки. Тогда вместо адаптации в том обществе, которое, в общем, довольно гостеприимно принимает его, человек ищет ухода от действительности и пытается забыться, когда что-то не получается или идет не так, как хотелось. Алкоголь, наркотики, легкие знакомства, азартные игры — все это представлено и в католической, пытающейся оставаться консервативной, Ирландии. Хотя пока еще нет широкой рекламы на некоторые вещи, поставленные вне закона, но каждый знает, что это легко доступно. Именно эмигранты часто становятся жертвой соблазна уйти от решения проблем, предавшись пьянству или наркотикам.

Открытие дублинского прихода Русской Церкви не сразу, но постепенно, шаг за шагом, привлекло многих из тех, кто либо уже встал на скользкий путь, либо вот-вот готов был на него встать, потому что "в этой Ирландии все не так, никто меня не любит, не уважает и не предлагает работу". Уже в первые месяцы с начала регулярных богослужений многие убедились, что для поиска работы лучше всего привести себя в порядок внутри и снаружи, набраться терпения и, конечно, много и глубоко молиться, уповая на волю Божию. При этом каждый сам знает, что именно он должен сделать практически, чтобы Бог ему помог. Ведь никто так и не узнает о наших великих способностях и талантах, если мы будем проводить все свое время, лежа на постели у телевизора или попивая "Гиннес" в ирландском пабе.

Человеческое общение — вот начало успеха и устройства личной жизни во всех ее аспектах. И за границей именно храм часто становится таким местом общения. Встречаясь в храме, люди легче делятся информацией, доверяют и помогают друг другу. Потом эти знакомства продолжаются долгие годы — так много общего оказывается у тех, кто нашел свою дорогу в храм. Еще теснее связывает людей общее участие в таинствах и посвященность делам веры. Те, кто на родине даже не задумывался о вере и Церкви, находят храм далеко за рубежом, чтобы обрести там "небесное отечество". Для христианина вся Вселенная — дом Божий, хотя и не все в порядке в этом доме, потому что домоправители плохо управляли и расточили не принадлежавшее им состояние. Когда вернется Хозяин, что им делать? Притча Господа о неверном домоправителе подсказывает, что нужно как можно скорее обрести себе друзей, простив им то, что они были должны, и обеспечив себе, таким образом, их поддержку и любовь. Затем окажется, что Хозяин одобрит эти действия неверного домоправителя, потому что Он и Сам поступил бы таким же образом, простив Своим должникам.

Прощение является той основой, на которой строится человеческое общение в православном приходе. "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14-15). Относительная немногочисленность и разбросанность русскоязычной диаспоры в Ирландии ограничивает круг тех людей, с кем приходится постоянно общаться. Поэтому в сложных ситуациях, чтобы не потерять своих друзей, нужно всегда находить возможность прощать, даже если считаешь другого неправым. Причем, кто первый сделал шаг к примирению, тот, в конечном итоге, и оказывается прав. "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7, 12). Если мы не хотим, чтобы на нас кто-то имел обиду или держал зло, то сами прежде должны идти навстречу, активно прося прощения и прощая тем, кто сделал что-то против нас. Это не то, чтобы где-то в глубине души пытаться простить со словами: "Бог его простит, но и накажет!" Невзирая на голос разума и попытки считать себя ни в чем не виновным, мы должны слушать голос своей совести, обличающий нас в том, чего мы, может быть, пока и не сделали, но помыслили и, тем самым, уже согрешили. Тогда мы поймем, что есть и наш индивидуальный вклад в "копилку мирового зла", поэтому опосредованно мы виновны "все перед всеми". Церковь напоминает нам об этом в очень трогательном и проникновенном чине прощения, с которого начинается время Великого поста. Активно прощать и просить прощения — значит, отставив свое "я", всегда первому делать шаг к примирению, находя нужные слова и совершая те поступки, которые приведут к установлению мира и согласия.

Случаются серьезные проблемы в семьях. Согласно ирландскому закону и традициям женщинам и детям всегда оказывается предпочтение при решении спорных семейных вопросов. Поэтому мужчины часто оказываются перед серьезной дилеммой: изменить свое отношение к жене и матери своих детей или остаться одному. Женщины и дети в материальном и социальном отношении всегда получают полную поддержку от государства, поэтому, как правило, страх перед неопределенностью в будущем постепенно исчезает. Женщина ощущает себя вполне самостоятельным человеком, способным жить и без материальной поддержки мужа. Тогда, по-настоящему, и проверяется крепость семьи: нужны ли люди друг другу? Любят ли они друг друга и хранят ли преданность? Или их брак был вольно или невольно связан с каким-то расчетом? Очень трудно иногда приходится именно мужу, который любит свою жену и детей и неожиданно находит свой дом пустым. Оказывается, что он, по словам жены, всю жизнь вел себя как-то не так, в чем-то ущемлял ее и т. д. Поэтому она решила пожить отдельно и посмотреть, нужен ли он ей вообще. Часто, к сожалению, такая семья разрушается, если не случится что-то экстраординарное, или муж не найдет решение невероятно сложной задачи: вновь понравиться своей жене, стать ей необходимым и желанным человеком. Церковь в этой ситуации молится за обоих супругов, не одобряя одностороннее решение расторгнуть семью. В таких случаях хочется напомнить женщине, что бывают гораздо более тяжелые ситуации, когда, например, муж чрезмерно употребляет алкоголь или наркотики, обижает жену и детей, делая совместную жизнь практически непереносимой. Но даже в такой ситуации, если он не хочет бросить свою семью, необходимо молиться за него и искать выход, уповая на Бога и уберегая семью от разрушения. Лишь в исключительных случаях, когда есть явная опасность для жизни матери или детей, женщина может и даже должна сделать все, чтобы избежать трагедии. В этой ситуации ирландский закон ограждает женщин и детей и со всей строгостью относится к поведению мужа, которому может грозить серьезный штраф или тюремное заключение. В смешанных браках, которых заключается в Ирландии немало, чаще всего состоят ирландец и представительница Восточной Европы или бывшей советской республики. Редко бывает наоборот, чтобы ирландка вышла замуж за русского, например. Такие браки, как правило, неустойчивы, вероятно, из-за чрезмерной эмансипированное ирландских женщин. Часто, вступив в смешанный брак, люди приходят в церковь и просят венчать их именно по православному чину. При этом ирландец готов даже принять православную веру, так как чувствует, что вера его православной супруги более устойчива и традиционна. Он согласен, чтобы их дети воспитывались в православной вере и учили русский язык. Многие ирландцы, становясь православными благодаря своим женам, потом следуют за ними во всем, что касается веры: приходят на службы, ездят в паломнические поездки, постятся и т. д. Интересен случай, например, когда девушка, приехав из своей родной Белоруссии в Ирландию учиться, встретила и полюбила молодого ирландца, верующего и преданного своей Церкви католика. Поначалу он приобщил ее к вере во Христа, убедив своими рассказами и личным примером. Но когда она, впервые войдя в церковную жизнь в Белоруссии, стала ходить в православный храм, то ее вера оказалась столь крепкой, что теперь уже он последовал за ней и принял Православие. Затем они венчались в Дублине, и молодой человек стал серьезно задумываться о том, чтобы выучиться и стать православным священником.

Православное богослужение потрясает ирландцев не только красотой и благолепием, но и тем, как, придя на службу, люди относятся к своей вере и традиции. Прихожане католического храма могут, например, серьезно возмутиться и попросить у священника объяснений, если утренняя месса продолжалась более сорока минут. Каково же удивление добрых католиков, побывавших на православной Литургии и увидевших, что внимание прихожан не только не ослабело, но в течение двухчасовой службы максимально возросло и к моменту причащения достигло особой сосредоточенности и молитвенности. Одна пожилая ирландка, постоянная прихожанка дублинского храма, как-то сказала: "Мы легко готовы провести два часа своего времени в театре или на концерте, не отвлекаясь и все внимательно слушая. Почему же так трудно посвятить эти два часа Богу, отдав себя любимому Господу?!" И она действительно посвятила себя Христу, бывая на всех без исключения службах с момента своего прихода в храм. Далеко не все было доступно ее пониманию, потому что не так много молитв звучит по-английски, но своим сердцем она почувствовала тепло православной службы и полюбила ее всей душой.

Сердечное внимание ко всем без исключения прихожанам — задача приходского священника. Никогда нельзя показать своей усталости, которая порой бывает безмерной, нельзя выделить кого-то, обойдя других своим вниманием, нельзя допустить в приходе формирования каких-то группировок по принципам, далеким от христианских. Есть множество других "нельзя" и одно лишь главное "можно": можно показать свою любовь и внимание ко всем и каждому, чтобы это стало основным также и в отношениях между прихожанами. Чтобы все, что не соответствует отношениям христианской любви, отпало само собой, как не имеющее отношения к данному человеческому сообществу. Тогда оно имеет право называть себя православной общиной. Ведь у слова "община" один корень со словом "общение", которое подразумевает общение в любви. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35). В отношении мирного диалога и общения нам есть чему поучиться у ирландцев, которые по характеру, в основном, люди очень миролюбивые, терпеливые и внутренне спокойные. Хотя иногда это спокойствие и переходит в некоторого рода безразличие, тем не менее при встрече ирландцы стараются ничем не задеть и не обидеть собеседника, иногда даже ценой своего собственного мнения. Поэтому среда общения наших прихожан в Ирландии и само разнообразие состава дублинского прихода помогают принять именно бесконфликтный характер общения, что скорее способствует формированию целостного прихода со здоровым климатом. Хотя и бывает, что некоторые прихожане имеют разногласия между собой или со священником. Предмет может быть разный — от вопроса, например, "что раньше целовать после разрешительной молитвы — крест или Евангелие?" и до более тонких богословских или канонических вопросов, однозначные ответы на которые может быть еще не даны или их нет. Предоставляя прихожанам свободу самим принять решение там, где нет опасности искажения вероучения или традиции, священник должен донести до них главный смысл ответа на практически любой вопрос — это укрепление в вере и возрастание в любви. Без этого любые дискуссии останутся бесплодными или даже нанесут вред. Например, даже если мы абсолютно правы в какой-то ситуации, но эта правота не приносит мира в общение, и наш собеседник уходит разочарованный или обиженный, то, значит, мы не нашли нужных слов или не сделали что-то необходимое для того, чтобы между нами сохранился мир. Значит, будучи правыми теоретически, в практике общения мы оказались неподготовленными и поступили неправильно.

Что же делать и как убедить того, кто иногда сопротивляется очевидному? Прежде всего, нужно помнить, что важно не само утверждение, которое мы пытаемся обосновать. Пусть даже оно имеет догматический характер или взято из Священного Писания. Важнее всего тот дух, с которым мы подходим к этому. Когда апостолы Иаков и Иоанн хотели низвести огонь на головы самарян, не принявших Господа в свое селение, "Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа" (Лк. 9, 55). Этот дух есть дух любви и терпения, а не гнева и раздражения, дух мира и согласия, а не надмения и превозношения. Он дает возможность человеку услышать и быть услышанным, понять и быть понятым. Тогда можно научиться встать на место собеседника, чтобы понять, что препятствует ему принять истину и научиться правде. Узнав это, мы с любовью и снисхождением к тем слабостям, что свойственны и нам самим, постараемся найти путь к сердцу собеседника или нашего оппонента. Теперь, даже если мы и встретим упорство и непонимание, нам самим будет легче избежать того, чтобы встать в агрессивную позицию нападающего. Мы будем уже вместе с нашим бывшим оппонентом стараться преодолеть препятствие в главном — как укрепить свою веру и не утратить любовь. В конечном итоге это и приведет к осознанию себя членами евхаристического общения, дух которого есть дух любви и согласия. И тот же самый дух подскажет правильный ответ на возникший ранее вопрос, а прежние разногласия тогда покажутся уже несущественными, и все разъяснится само собой. Так, если в своей жизни мы следуем духу православной традиции и Предания, то постепенно учимся узнавать действия Единого Духа, Который наполняет Церковь Христову с самого ее основания. Тогда наш приход действительно будет становиться евхаристической общиной, а его прихожане — не "захожанами в церковь", а членами Тела Христова.

Именно приведенные выше принципы общения и пастырского служения были положены в основу созидания как дублинского православного прихода святых апостолов Петра и Павла, так и приписных к нему приходов в других городах Ирландии: Корке, Уотерфорде и Голуэе.

Священник Георгий Завершинский.
О следовании за Христом.
Клин: Христианская жизнь, 2006, с. 357-375.

© Православный Серпухов