На главную страницу
Сентябрь 2007

В гармонии веры и знаний

Через религиозное образование к православному образу жизни.
Митрополит Кирилл

На первый взгляд, школа и церковь преследуют различные цели: первая стремится дать человеку образование, вторая — достичь нравственного совершенства. Но сегодня эти институты общества сплачиваются воедино, чтобы не только способствовать приобретению знаний, но и научить творить добро, жить в согласии с собой и окружающими, чтить традиции своего народа и Отечества.

Шесть лет назад, 3 сентября 2001 года, в нашем городе была открыта Православная классическая гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского.

— Наше учебное заведение было открыто благодаря большому желанию и стараниям настоятельницы Владычного женского монастыря игумений Алексии, — рассказывает директор гимназии Анатолий Николаевич Иванов, — именно она выступила инициатором идеи создать в Серпухове православное учебное заведение. Как видите, ее радение стало реальностью.

Небольшой экскурс в историю позволяет узнать, что до Октябрьской революции 1917 года на территории монастыря располагалась церковно-приходская школа (ЦПШ). Она представляла собой прототип современной начальной школы, где в течение трех лет детей обучали письму, чтению, счету и Закону Божьему.

Чем же Православная гимназия отличается от обычной школы? На первый взгляд, здесь все, как и в любом светском образовательном учреждении: уроки и перемены, контрольные и домашние задания. Правда, по уставу гимназии каждый учебный день начинается с молитвы. Наполняемость классов в учреждении сравнительно небольшая — в среднем, 10 человек, что позволяет учителю найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь ему познать самого себя и развивать свой творческий потенциал.

По словам Анатолия Иванова, гимназия на 95 процентов соответствует любому муниципальному образовательному учреждению и имеет государственную аккредитацию и аттестацию. Основное отличие от светской школы состоит в учебном плане. Помимо общеобразовательных дисциплин, воспитанники гимназии два раза в неделю изучают такое направление Православной культуры, как Закон Божий. С первых дней учебы гимназисты познают, что христианство признает добродетелью, а что — пороком. К сожалению, сейчас дети видят на экране телевизора засилье кровавых боевиков и пошлых комедий. Но у материальной земной жизни есть еще одна сторона — духовная. В гимназии детей вскармливают духовной пищей, окружают их атмосферой любви и добра. Воспитанники становятся личностями — людьми с высокими нравственными идеалами и обширным кругозором. Такие ребята в дальнейшем смогут стать примерными семьянинами и добросовестными работниками.

Изучение древних языков — греческого, латинского и церковно-славянского — еще один обязательный элемент, который отличает гимназию от обыкновенной школы. Уже во втором классе учащиеся начинают осваивать английский язык, с третьего — он изучается факультативно, а в четвертом — идет в общем расписании. К этому времени гимназисты также приобретают навыки свободного чтения и общения на церковнославянском языке.

Основная миссия гимназии — дать прочные знания и подготовить ребенка в православии для поступления в любой вуз страны. Наряду с этой целью ставится еще одна, не менее значимая — научить детей жить по Божьим заповедям, показать им красоту Православия, его мощь и величие, ведь Русь еще со времен князя Владимира являлась воплощением этой ветви христианства и выступала преемницей Византийской империи.

А почему гимназия называется классической? — спрашиваю у директора.

— В царской России система среднего образования состояла из реальных и классических училищ, — отвечает А.Н. Иванов, — в первых акцент делался на изучение естественных, математических и технических предметов — физики, химии, биологии, а вторые, открывавшиеся в основном при высших учебных заведениях, придерживались гуманитарного направления.

В настоящее время в гимназии обучается 81 человек. По словам классного руководителя гимназии Дины Сергеевны Троицкой, все учащиеся — очень талантливые, могут проявлять свои способности не только в плане отличной учебы, но и в различных областях культуры. В гимназии активно действует система кружковой работы

— музыкальная школа, в которой есть отделения фортепиано и гитары, кружки изобразительного искусства и хореографии. Среди своих воспитанников учительница называет Алешу Оверко, Ваню Юдина, Дашу Козыреву, как наиболее даровитых и способных учеников.

— А если кто-нибудь начнет баловаться на уроке — все-таки дети есть дети, — достаточно одного строгого взгляда, чтобы утихомирить шалуна, — делится Д.С. Троицкая.

— Мы действуем методом убеждения, который намного эффективнее принудительной силы.

Значительное внимание в гимназии уделяется эстетическому и интеллектуальному воспитанию детей. Проректор по духовно-нравственной работе Ольга Николаевна Демина рассказала, что руководство гимназии постоянно устраивает встречи воспитанников с ветеранами, духовными лицами, организовывает различные экскурсии и паломнические поездки по святым местам родного края.

Ребята побывали в Бутурлино, Липицах, Талеже, знаменитом мужском монастыре Оптина Пустынь, Малоярославском монастыре. В число славных традиций входит и самодеятельное творчество ребят — они ставят театральные сценки, сочиняют стихи, рисуют и даже выпускают (не без помощи учителей, конечно) собственную настенную газету «Родничок», в которой отражается каждое важное событие гимназической жизни. Добрым обычаем в гимназии стало проведение мероприятий, таких, как «Прощание с Азбукой», «Посвящение в гимназисты», праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Успехи Серпуховской Православной гимназии высоко оценены грамотой Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Развивать в детях чувства милосердия, отзывчивости, чуткости — непростая задача, но педагогическому коллективу Православной гимназии это удается. Учителя помогают детям найти себя в поистине уникальном, одновременно строгом и милостивом мире, имя которому — Православие.

Татьяна Панкратова

© Православный Серпухов