На главную страницу
Август 2007

Изменение души

Крестный ход с иконой Богородицы «Взыскание погибших» в 2007 году
Крестный ход с иконой Богородицы
«Взыскание погибших» в 2007 году

Кто бы мог подумать лет 10 назад, что серьезные люди, стоя около своих солидных машин, будут набожно креститься на икону «Взыскание погибших», плывущую над суетой нашего города и успокаивающую бурю моря житейского. Сегодня это картинка из реальной жизни, но в 1996 году, когда архимандрит Иосиф, ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский, организовал самый первый крестный ход, лица людей на улицах выражали совсем другие эмоции: недоумение, удивление и даже недовольство.

Ранним утром 12 июня 1996 года из Высоцкого мужского монастыря начал свое животворное, очищающее движение крестный ход. Старинная икона «Взыскание погибших» была только что передана Серпуховским историко-художественным музеем, этот факт наполнял сердца людей особенным ликованием. Образ Богородицы, который не слышал молитвенных песнопений, сердечных воздыханий, горячих просьб более 80 лет, опять стал доступен для молений верующих. Риза, украшавшая икону, была повреждена, как будто силы бесовские с яростью напали на святыню и со злобой вырвали часть священной одежды, не дерзая коснуться святого лика, рук и ног Божественного Младенца.

День начинался жаркий, путь предстоял через центральную площадь города имени главного борца с религией начала XX века. Рядом с благодатным местом, где когда-то стоял красивейший храм святого Александра Невского, священники, неловко держа в руках непривычный для них микрофон, по очереди читали акафист Пресвятой Богородице. Волнующий момент Истины — православная вера перестала прятаться и снова вышла на улицы, как и много лет назад.

XIX век был наполнен людским горем от повторяющихся эпидемий холеры, оборвавших жизни сотни тысяч русских людей. Крестные ходы, совершавшиеся в то время, были многотысячными. На старых сохранившихся фотографиях не видно конца людской реке, текшей за иконой в надежде спасения и заступничества. Упование на милость Божию было непоколебимым и безграничным, и Серпухов неоднократно бывал спасаем. В храме села Бор, откуда приносили этот чудотворный образ, сохранилось подаренное серпуховичами богато украшенное Евангелие с иконой «Взыскание погибших». Памятная надпись рассказывает о чудесном заступничестве Царицы Небесной.

Если взглянуть на Серпухов с высоты — количество церквей, молитвенно ограждавших наш город, радует глаз. Лишь малая часть из них действует сейчас, но дух безбожия и язычества уже не чувствует себя вольготно в наших краях. Для сравнения можно вспомнить Великий Новгород, где сохранилось большое количество старейших известнейших храмов, в их числе собор святой Софии — Премудрости Божией. Но дух там царит языческий, среди продаваемых сувениров вы обязательно найдете «обереги» и «берегини». В местном музее деревянного зодчества вам расскажут, что организация свадеб не проходит без «праздничного» костра, через который должна прыгнуть невеста, чтобы «очиститься от сглаза»…

При расспросах на тему — что вы так ратуете за язычество? — вам недоуменно ответят: да вы нашу историю почитайте! А история говорит, что Перуна тут разбили и сплавили по реке, храмы строили в каждом переулке в складчину, но нынешние жители Новгорода этого как будто не видят. Чего стоит объяснение экскурсовода о том, что русские люди почитали пятницу не потому, что в этот день распялся за нас Христос, а потому что Параскева Пятница всех, кто ее день не почитал, била грязной тряпкой, от которой начинались болезни.

Мы надеемся, что скоро наш город станет паломническим центром для русских людей, что наши верующие и воцерковленные экскурсоводы не будут рассказывать доверчивым туристам языческие байки, а грамотно и с глубоким знанием откроют загадочный мир православного святого града, который с небес ограждает Божия Матерь через чудотворную икону «Взыскание погибших».

Светлана Колосова

© Православный Серпухов