Узнай историю храма
Занарское кладбище возникло во второй половине XIX века вдали от жилых построек на городских выгонных землях. Спасская церковь была построена там для утешения мирян в потере ближних. Храм возвели почти за три года с 1893–1896 на средства серпуховского купца Василия Федоровича Астапова.
История создания Спасского храма
22 мая 1893 года Астапов В.Ф., серпуховский купец 2-гильдии, получил Удостоверение из Серпуховской Городской Управы на производство «…предположенной им постройки на Занарском Городском кладбище в г. Серпухове, каменной церкви и при ней небольшой каменной же богадельни с сторожкою…» за его собственный счет.
Уже 11 июня 1893 года Астапов подает прошение Епископу Дмитровскому Александру, викарию Московскому, о разрешении на постройку им храма на Занарском кладбище, где в частности писалось: «В г. Серпухове существует Занарское городское кладбище, не имеющее храма. Озабочиваясь нуждами горожан, лишенных возможности совершать поминовения своих родственников на кладбище в храме, я, в уповании на Милосердие Божие, желая придти на помощь этой насущной потребности, имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство разрешить мне построить на Занарском кладбище в г. Серпухове храм… с Главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами во имя Знамения Божией Матери и Трех Святителей».
Архитектурные особенности
|
Архитектор Роман Иванович Клейн |
Спасский храм построен по проекту известного московского архитектора Романа Ивановича Клейна (19/31.03.1858 — 03.05.1924). Р.И. Клейн родился в семье коммерсанта, где был пятым из семи детей. Закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Петербургскую академию художеств, в течение двух лет обучался в Италии и Франции.
В Москве Клейн построил более 60 зданий, в том числе: Универсальный магазин Мюр-Мерилиз — ныне ЦУМ, здание Музея изящных искусств в Москве, а также Средние торговые ряды на Красной площади.
В г. Серпухове примечательны следующие постройки Клейна: храм Жен-мироносиц в Сельце на Наре, церковь во имя Всех Святых, построенная в 1896 году в Серпуховском Высоцком монастыре на средства Н.Н. Коншина. Среди жилых домов следует отметить дом купчихи Мараевой, где сейчас разместился Серпуховской историко-художественный музей.
Современная жизнь прихода
|
Выпуск Воскресной школы Спасского храма 2007 |
В 1999 году храм Спаса начал возрождаться после долгих лет забвения. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, братия Высоцкого мужского монастыря приступила к восстановлению разрушенной святыни. Настоятелем храма в тот момент являлся священник Александр Голубев. В ноябре 2001 года настоятелем Спасской церкви был назначен священник Павел Колосов.
Все эти годы храм реставрировали согласно старым чертежам и фотографиям. Провели газовое отопление, водопровод и электричество, частично восстановили разрушенную кирпичную кладку. Соорудили крышу, шатер и главки с крестами. Над входом в церковь установили керамическую икону Спаса Нерукотворного. Расчистили подвал и прилегающую территорию. Отштукатурили внутренние помещения (алтарь и два придела), обустроили крыльцо.
Удалось отремонтировать помещения в домике при церкви, большая часть комнат которого была возвращена храму в 2001–2002 годах. Сейчас там находится просфорня, действует Воскресная школа для детей от 3 до 18 лет. При храме открыта библиотека, где имеется широкий выбор книг, аудио- и видеокассеты духовного содержания.
Раньше храмы строили «всем миром». Надеемся, что и сегодня не оскудеет рука дающего на благое дело восстановления Дома Божьего. В нашем храме будут с благодарностью молиться о здравии и спасении благотворителей и устроителей церковного благолепия. Да подаст им Бог благая и многая лета!
Прихожане Спасского храма
P.S. Благодарим педагогов и учеников средней школы № 16 за предоставленный материал по истории создания храма, который был собран во время учебного процесса по программе духовно-нравственного воспитания.
Справка
Спас Нерукотворный — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате). О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существует предание. Нерукотворный образ Христа был запечатлен для царя Эдессы (современный г. Урфа в Турции) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Сына Божия. Господь умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Льняной плат с изображением Спасителя долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. 29 августа (по новому стилю) 944 г. образ был торжественно перенесен в Константинополь императором Константином VII Багрянородным. Этот день вошел в календарь как общецерковный праздник. Реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 г., после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение). |