На главную страницу
Август 2007

Преображение было в феврале

Яблочный Спас

Многие люди знакомы с сюжетом праздника Преображения Господня, когда на горе Фавор Иисус Христос показал ученикам Свою Божественную природу. Но мало кто знает, что согласно евангельской хронологии это событие произошло в феврале. Почему же мы празднуем его 19 августа?

Праздник Преображения Господня торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. До времени скрывался божественный свет, всегда принадлежавший Спасителю. Христос не Сам стал иным, но ученики, постепенно наполнившись верой, любовью, очистивши свою жизнь, оказались способны увидеть нетварный Божественный свет. «Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим Божественное Господне преображение».

Преображение произошло в феврале, незадолго до страданий Спасителя. Святая Церковь празднует его в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 августа потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 августа.

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки.

Этот обычай — священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23, 19); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (Лев. 23, 10); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3, 9). Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением.

Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все — от человека до растения — должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23, 1).

Составлено по материалам сети Интернет

© Православный Серпухов