На главную страницу
Август 2007

Победа над смертью

Икона Успения Пресвятой Богородицы

До пришествия Христа в мир смерть была страшна для человека. Она похищала свои добычи безвозвратно, а средств избавиться от нее не было никаких. Грех, которым смерть была сильна, разливался подобно морскому наводнению, и остановить его не могло ничто.

Теперь, после явления Господа во плоти нашей и после победы, одержанной Им над грехом и смертью весь ужас смерти исчез; она сделалась как бы мирным сном, после которого настанет радостное утро всеобщего воскресения.

Самый очевидный пример торжества над смертью мы видим в Пречистой Матери Господа. Она склонилась в гробе только для краткого отдохновения плоти, по свидетельству предания, на третий день после Ее смерти пречистое тело было воскрешено и взято на небо, где вместе с душой стало наслаждаться небесным блаженством.

За Божией Матерью видим апостолов и мучеников, которые встречают смерть с радостью, как величайшего друга, который взамен скоропреходящих благ настоящего мира или взамен его бед и скорбей дарствует им вечные радости Царствия Небесного. За ними видим всех святых, которые смотрели на смерть также с радостью, видя в ней конец земных трудов и начало небесной славы.

Святая Церковь старается поселить в нас такое же бесстрашие к смерти, увещевая нас прогонять этот страх постепенным искоренением в себе грехов, и своих мертвецов она называет теперь не иначе, как усопшими, как бы уснувшими. Бессмертная жизнь в будущем веке теперь для нас несомненна, и мы должны смотреть на смерть, как на сон.

Слава бесконечно благому Богу! Прежде над мертвецами долго и безутешно рыдали, и даже прямо повелевалось источать слезы. Ныне вместо надгробного рыдания мы поем песнь Аллилуиа, или Хвалите Бога, восхваляя божественную премудрость и благость, которые смерть сделали переходом к бессмертию.

Будем же посильно побеждать в себе грех, как причину смерти. Не оттого ли мы так ленивы побеждать в себе страсти и злые наклонности, что в нас слаба вера в жизнь будущего века? Но она также несомненна, как настоящая жизнь наша. Разве Тот, Кто дал нам начаток жизни здесь, на земле, не даст нам полной, совершенной жизни на небе?!

Вечная жизнь за гробом не подлежит никакому сомнению. Но также не подлежит ни малейшему сомнению, что она может быть двоякая: для праведников — блаженная, а для ожесточенных грешников — мучительная. Смерть есть предел, граница между настоящей и будущей жизнью, и мы не знаем, далеко или близко она от нас. Будем готовы всегда стать на эту грозную границу между двумя жизнями.

Святой праведный Иоанн Кронштадский

© Православный Серпухов