На главную страницу
Июль 2007

Увидеть Терабитию

Кадр из фильма «Мост в Терабитию»
© kinomania.ru

Весной этого года на экраны кинотеатров вышел фильм Габора Ксупо «Мост в Терабитию». В главных ролях — дети, но фильм, скажу вам честно, отнюдь не детский.

До недавнего времени в сфере фэнтези зрителю подавались самые различные миры. Подавались как неоспоримая реальность. Снимать же картины не фэнтези, а о фэнтези, поднимая массу философских и психологических вопросов, повадились лишь с осени прошлого года. Тогда Гильермо дель Торо предложил публике весьма неоднозначное блюдо — «Лабиринт Фавна». В нем мексиканский мастер остро поднял проблему сосуществования двух миров — земного и выдуманного. Поднял, но решения вразумительного так и не предоставил…

«Мост в Терабитию», напротив, раскладывает все по полочкам, оставляя в сомнениях разве что только самого непроходимого прагматика.

Герои фильма, Джесс и Лесли, — признанные чудаки в своей школе. Первого называют неудачником, вторую — дурочкой. Чем же они заслужили такое? Джесс молчалив, не ввязывается в драки, не умеет дать сдачи. И неразлучен со своим альбомом для рисования даже на уроках. Лесли признается, что у нее нет телевизора, так как со слов ее отца «телевидение разрушает мозг».

Но есть более глубокая причина их неприятия сверстниками. Они — законченные фантазеры. Однажды Лесли с Джессом находят волшебную веревку и с ее помощью оказываются в сказочном королевстве — «Терабитии». Страна эта видна только им. Оно и понятно, ведь они ее выдумали. Но для Джесса и Лесли Терабития также реальна как их родители и школа.

Что это? Последствия серой жизни, бегство от школьных неприятностей? Джесс живет в многодетной семье, где внимания ему уделяют чрезвычайно мало, и где царит атмосфера нескончаемой бытовухи. Родители Лесли с головой погружены в свою работу. В школе наших героев притесняют. Еще бы не сбежать от такой жизни в страну грез и диковинных существ.

Может так оно и есть. Но такие проблемы не только у Джесса и Лесли, а в Терабитию, почему то, не бегут толпы обиженных жизнью. Видимо, у ребят особое устройство души — фантазеров и изобретателей.

В фильме важно то, что в Терабитии Лесли и Джесс учатся справляться с земными проблемами. Параллельно жизни в волшебном королевстве в земной реальности ребята избегают нападок хулиганов, помогают учительнице музыки, разыгрывают одну вредную восьмиклассницу и, в то же время, добрым советом вместе борются с ее горем. Джесс становится смелее, наконец, в конце фильма он приобщается к ремеслу своего отца и строит настоящий мост через лесной ручей.

Не буду полностью раскрывать сюжет, но отмечу, что в киноленте герои столкнутся со свирепым оскалом земной реальности. Труднее всего придется Джессу, но он устоит, снова придет в Терабитию и приведет туда свою сестренку. Устоит благодаря тому, что дала ему творческая фантазийная сторона души, чему научился в сказочном королевстве. Более того, если в начале фильма он был несколько суров к людям, то в конце — стал добрее. Это хорошо видно по тому как он стал общаться со своей младшей сестрой.

Если человек сотворен по образу и подобию Божию, а Господь — Творец всего сущего, то, конечно же, и люди наделены способностью творить. Фантазия — есть мысленное творчество. Поэтому неудивительно, что в числе фантазеров талантливые художники, композиторы, писатели, режиссеры, изобретатели…

Жизнь вокруг нас сера и скучна, даже если эта серость пестрит огнями ночных иллюминации и яркими обертками конфет. А фантазийный подход к земному существованию может спасти наши души от пошлости, принижения смысла бытия. Творчество же, освященное богомыслием, возвращает кусочек утраченного рая, к которому мы стремимся в своих фантазиях, ведь только в Царстве Небесном существует абсолютная Истина, справедливость и добро.

Сергей Бондаренко

© Православный Серпухов