На главную страницу
Июль 2007

Возрождение Духа

Троица над Москвой. Коллаж Семена Андрачникова

Чем велик преподобный Сергий? Чем он так дорог русскому сердцу? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить время, когда он жил. По выражению историка Ключевского, «во всех русских нервах жил тогда ужас от нашествий татар». Нашествия тогда уже прекратились, но были набеги с их азиатскими зверствами, насилиями, грабежами и кровью. Города лежали в руинах. Экономически страна была отброшена на несколько веков назад.

Многие навыки труда, секреты древнерусского мастерства были бесследно утрачены. Князья воевали друг с другом, входили в союз с татарами. Масса русского населения была загнана в междуречье Оки и верхней Волги, и «робко жалась здесь по немногим расчищенным среди леса и болот полосам удобной земли». Татары и Литва запирали путь из этого треугольника на запад, юг и юго-восток. Оставался только путь на север, в глухой и непроходимый край, заселенный кое-где дикарями-финнами…

Замерла жизнь богатой и славной Киевской Руси. Монашество вырождалось, новых очагов святости не возникало. Местность кругом была дикая, и не было уже у русских людей Киево-Печерской лавры. Всеобщее огрубение и одичание. Еще немного и, как писал Ключевский, «в истории человечества могла бы появиться лишняя темная страница, повествующая о том, как нападение азиатского монгола повело к падению великого европейского народа», Но этого не произошло. В Радонежских лесах появился преподобный Сергий.

Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа. А дух его народа упал в то время так низко, что цареградский епископ, приехав в Москву и слыша всюду толки о великом русском подвижнике, с удивлением восклицал: «Како может в сих странах таков светильник явитися?»

Сергий явился, как светильник, и своим спокойным и ровным светом озарил всю историю Русской земли — на много веков вперед. Он принес на Русь возрождение духа. Того духа, который вскоре поднял и отстроил огромную православную державу. Сначала вокруг него отстроилось двенадцать келий (апостольское число!). Пройдет еще несколько десятков лет, и вокруг него, затаив дыхание, будет стоять вся Россия.

Около столетия (!) Русская Церковь не знала святых иноков — преподобных. И вдруг — преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский и Мефодий Пешношский, Сергий Нуромский и Павел Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломской, Афанасий Серпуховский и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский — откуда, из какого источника забил этот дивный поток русской святости? Из Троицкого монастыря, от преподобного Сергия.

Родословное же древо Радонежских святых включает более семидесяти пяти (!) имен угодников Божиих — это уже не только духовные дети, но и духовные внуки, духовные правнуки преподобного.

До Сергия монастыри возникали в городах. Ученики преподобного шли в неосвоенные земли, в дикие леса. Лесные монастыри становились опорными пунктами крестьянской колонизации. Вокруг них оседало бродячее население. Русь строилась. Ученики Сергия, те, кого он сам постригал и исповедовал, построили сорок (!) монастырей. Их ученики — еще столько же. Русь засияла куполами церквей.

Писатель Епифаний Премудрый, храмоздатель Никон, переводчик греческих книг Афанасий Высоцкий, иконописец Андрей Рублев — все эти великие деятели русского Возрождения принадлежат к школе преподобного Сергия. Вместе с Сергием они принесли подлинное Возрождение — не нагой плоти античности, а самого Духа.

Дмитрий Орехов
Из книги «Святые места России»

© Православный Серпухов