На главную страницу
Июль 2007

Лазурь преподобного Андрея

Спас Вседержитель из Высоцкого чина
Спас Вседержитель
из Высоцкого чина

Может быть, трудно поверить в то, что преподобный Сергий приходил к нам в Серпухов и благословлял начало строительства мужского монастыря на «месте Высоком». Но это факт доказанный, и благодать места сего чувствуется сразу, как попадаешь за ворота обители: мир, покой, тишина — все, что нужно для молитвы. Не исключена возможность, что некоторое время у нас пребывал и преподобный Андрей Рублев.

В 1387 году игумен Высоцкого монастыря Афанасий (старший) сопровождал митрополита Киприана в Царьград, где затем поселился в Студийском монастыре. Им были посланы из Константинополя (Царьграда) иконы деисусного чина, находившиеся в иконостасе Зачатьевского собора обители до 1920 года. Семь икон греческого письма поступили в монастырь при жизни второго игумена Афанасия младшего. Шесть из них находится сейчас в Третьяковской галерее, одна в Государственном историческом музее.

При том интересе, который был в кругу московских художников к византийскому искусству, получение Высоцким монастырем большого греческого чина, не прошло незамеченным. Возможно, что среди пришедших полюбоваться на новые памятники греческого мастерства находился и юный Андрей Рублев.

В 1918 году в Звенигороде были найдены три иконы из деисусного чина: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», выполненные, по-видимому, Рублевым в 1410-х годах. Специалисты, изучающие иконописное творчество Андрея Рублева, всегда сравнивают Звенигородский чин с Высоцким чином. Это сопоставление позволяет увидеть различие путей развития русской и византийской живописи в конце XIV — начале XV веков, и показать, как и в каком направлении переработал Рублев византийское наследие.

Быть может созерцание образа Вседержителя из Высоцкого чина, вдохновило преподобного Андрея на написание иконы «Звенигородского Спаса». Своеобразно лицо Христа, одухотворенное, с тонкими строгими чертами. Христос полон сосредоточенной внутренней жизни, его взгляд прям, задумчиво-проницателен, в нем светится человеческая доброта. Этот шедевр был найден в 1918 году под грудой дров в сарае при Успенском соборе на Городке Звенигорода.

Считается, что душой русской иконописи стали краски, которые совершенно видоизменили суровый византийский колорит. Говоря о цветовой гамме древнерусской школы, отмечают голубой, лазурный цвет, который требовал особого мастерства. Когда у первых космонавтов спросили о том, как выглядит Земля из космоса, они ответили: «Голубая, как на фресках Рублева».

Составлено по материалам сети Интернет

© Православный Серпухов