На главную страницу
Июль 2007

Проповедник покаяния

Святой Иоанн Предтеча

Явление на свет праведника всегда есть великая милость Божия к людям, ибо праведниками стоит и держится весь мир. Святой Креститель Господень Иоанн является одним из величайших святых, более которого, по свидетельству Самого Господа нашего Иисуса Христа, никто «не воста в рожденных женами» (Мф. 11, 11).

Из Святого Евангелия мы узнаем, что уже само Рождение Предтечи Господня было необыкновенным и сопровождалось чудесами. Святой Пророк рождается по предсказанию Архангела Гавриила от престарелых родителей Захарии и Елисаветы. Рождается Предтеча, и священник Захария освобождается от немоты, которой был наказан за неверие. Рождается Предтеча, и радуется Елисавета, с которой снимается поношение за неплодство.

Но недолго святой младенец Иоанн утешался лаской престарелых родителей, которые скоро скончались. Как проходили детские годы святого Иоанна Крестителя — нам неизвестно, так как в Священном Писании на это нет указаний. «Не спрашивай меня, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как Иоанн во время зимы и во время зноя солнечного жил в пустыне, особенно в незрелом возрасте». И отвечает: Иоанн в пустыне обитал, как на небе. Укрепляемое Божественной помощью, дитя возрастало и укреплялось духом, готовясь к величайшему служению — уготовить народ к принятию Мессии — Спасителя мира.

Тридцать лет он обитал в пустыне, нося одежду из верблюжьего волоса и питаясь лишь акридами и диким медом. Но вот наступило время, и святой Иоанн оставляет пустыню и является на берегах Иордана. «Покайтеся, — раздался голос проповедника поста и покаяния, — ибо приблизилось Царствие Небесное». Призывом к покаянию и крещению во Иордане святой Иоанн приготовлял сынов Израилевых к принятию Спасителя мира.

Стоя на пределах двух Заветов, он, кажется, ничего более не видел, кроме двух предметов — это грехов человеческих, в которых утопал суетный мир, и Агнца Божия, вземлющего грехи мира. Его властный призыв к покаянию не остался тщетным. Со всех сторон Иудеи стал стекаться народ, жаждущий очищения от грехов.

Спасительное дело проповеди покаяния, остается действительным и после пришествия в мир Христа Спасителя. Ведь и Господь начал Свою спасительную проповедь теми же словами: «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное». Покаяние и вера в Христа Спасителя — это два необходимых условия достижения Царства Небесного. Слезы покаяния — это благодатный дождь, который омывает всякую нечистоту душевную и делает способной душу к восприятию Божественной благодати. Святой Иоанн Предтеча и ныне взывает к нам, как некогда взывал к израильскому народу: «Покайтеся.., и сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 10).

Митрополит Симон (Новиков)

© Православный Серпухов