На главную страницу
Март 2007

Девочки плюс мальчики…
Об итогах совместного обучения в школе

История совместного воспитатния мальчиков и девочек очень невелика. В нашей стране оно стало директивно применяться примерно с конца 50-х годов. До этого времени воспитание традиционно было раздельным, потому что женщина и мужчина — по-разному устроенные организмы. У них разный обмен веществ, различные характеристики поведения. Женщине свойственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость, ранимость, терпимость, нерешительность. Мужчине, наоборот, присущи резкость, решительность, азартность, увлеченность, обуянность идеями, бесшабашность, удаль…

Сторонникам совместного обучения казалось, что эта новация безопасна, и от нее общество получит одни только выгоды. Но выяснилось, что подобное вмешательство в воспитание вызывает большие изменения не только в поведенческом плане, но и на уровне биологии. Девочки развиваются быстрее мальчиков, подчиняют их себе, у них появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мальчики соглашаются на роль ведомого.

В западных странах были проведены исследования: почему происходят такие изменения. Обнаружилось, что мужская Y-хромосома, которая, по сути, обуславливает мужской облик, имеет склонность к редуцированию, уменьшению. Отсюда ученые сделали вывод, что женское и мужское начала требуют строгих воспитательных, традиционных приемов.

При раздельном обучении уроки для мальчиков, например, можно было бы сделать короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку, даже посреди урока давать им возможность двигательной разрядки. Нормальному мальчику, отсидевшему урок, хочется порезвиться, с гиканьем попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами. И девочки начинают им подражать, хотя их поведение должно быть более разумным, степенным, скромным.

Мальчики охотнее слушаются мужчин. Когда к психиатру обращаются с жалобами на непослушание ребенка, специалист всегда интересуется взаимоотношениями в семье. Как правило, выясняется, что мама выступает во всех ролях, а папа лежит на диване, смотрит телевизор, ни во что не вмешивается и не пользуется авторитетом. Ребенок же в таком случае проявляет яркое неповиновение. Причем, как правило, такая реакция свойственна именно мальчикам. Они подсознательно чувствуют, что положение, при котором в семье командиром является мать, ненормально, и бунтуют. Но если указания ребенку начинает давать отец — ребенок подчиняется. Аналогичную картину мы наблюдаем и в школе. Учителю-мужчине часто даже голос повышать не требуется, — мальчишки и так его слушают.

Сейчас вернуться к раздельным школам для мальчиков и девочек вряд ли получится. Но есть опыт, когда в рамках одной школы организуют классы для девочек и классы для мальчиков. Дети учатся раздельно, а на переменах и после уроков общаются. Такие школы есть в Москве, Ставрополье, в Республике Коми их уже 500. Это очень щадящий метод, хотя он потребует изменения педагогического состава в сторону увеличения количества мужчин — педагогов. Можно найти разные способы привлечения мужчин для работы в школе. В Думе, например, рассматривается предложение давать таким педагогам отсрочку от армии. Если оно пройдет, то приток мужчин в школы наверняка увеличится. Раздельное обучение (при условии, что в классы к мальчикам придут преподавать мужчины) может способствовать существенному повышению качества обучения и улучшению школьной дисциплины.

Галина Козловская,
профессор, детский психиатр,
зав. отделом Института
психиатрии РАМН

© Православный Серпухов