На главную страницу
Март 2007

Что есть истинный пост?

Большинство людей, даже из числа считающих себя православными христианами, думают, будто вся сущность поста заключается в запрещении есть мясо, молоко, сыр, яйца и всю так называемую скоромную пищу. Они возражают против поста, находя даже изречения из Священного Писания вроде того, что «входящее в уста не оскверняет человека» (см.: Мф 15, 11). Но сказавший это Христос Сам постился, и притом так строго, как никто из нас не постится теперь, «сорок дней и сорок ночей» (Мф 4, 2) совсем ничего не вкушая. В чем же состоит истинная сущность поста по учению Церкви?

В понедельник первой седмицы Великого поста поется выразительная стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».

«Злых отчуждение» это отчуждение себя, своей души от всякого зла. Наблюдая повседневную жизнь, мы убеждаемся, что больше всего зла в жизни происходит от невоздержания языка. Многие подвижники христианского благочестия любили говорить, что они часто жалели о произнесенных ими словах, но никогда не жалели о том, что молчали. Потому-то высшая степень христианского подвижничества и носит название безмолвия. «Если любишь покаяние, — говорит преподобный Исаак Сирин, — возлюби и безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства. Молчание есть тайна будущего века, а слова суть орудия этого мира» (Слово 41 и 42).

На втором месте признаком истинного постничества стихира указывает «ярости отложение». Единственный гнев, который не только допустим, но и заслуживает похвалы в христианах, это — гнев на родоначальника всякого зла сатану и на собственные грехи и страсти. В отношении же между людьми христиане должны быть добры, сострадательны и исполнены всепрощения, следуя наставлению Самого Господа: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим» (Мф 11, 29).

Истинный пост есть «похотей отлучение» — освобождение своей души от порабощения похотями, среди которых в настоящее время господствуют блуд, чревоугодие, пьянство, курение, которым современный человек предается, большей частью уже не видя в них ничего предосудительного. Между тем слово Божие нам ясно говорит, что такие люди — Царства Божия не наследуют (1 Кор 6, 9).

Задача истинного христианина, желающего обрести душевный мир и стать наследником Царствия Божия, которое не есть «пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14, 17), — бороться со своими страстями и похотями вплоть до полной победы над ними. «Иже Христовы суть, говорит слово Божие, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал 5, 24).

Наконец, истинный пост состоит в «оскудении» «оглаголания (оговаривание), лжи и клятвопреступления». Здесь речь идет о самой высшей степени злоупотребления человеческим словом. Если преступно всякое праздно-словие, то насколько грешнее и преступнее всякого рода зло-словие.

Пост приятный и благоугодный Господу заключается в разумном сочетании телесного воздержания с воздержанием духовным от служения греховным страстям. «Напрасно радуется своему посту тот, кто хотя не ест скоромной пищи, однако не заботится об очищении себя от греховных страстей. Такой лишь уподобляется злым демонам, которые совсем ничего не едят».

Тот, кто ничем не поступился для Бога, не сможет во всей полноте ощутить радость Пасхи. Но еще не поздно присоединиться к спасительному пути поста. Святая Церковь радостно взывает ко всем верным чадам своим: «Постное время светло начнем… очистим душу, очистим плоть… да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога, и Святую Пасху, духовно радующеся».

Архиепископ Аверкий (Таушев)

© Православный Серпухов