На главную страницу
Март 2007

Научиться жить по совести

Из приветственного слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Святейший Патриарх Алексий II на Рождественских чтениях

Рождественские чтения зародились в начале нового исторического периода бытия Русской Церкви, периода приобретения свободы, в том числе свободы проповеди веры. Именно благодаря Чтениям началось широкое обсуждение проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с представителями науки, педагогическими коллективами, общественными организациями и силовыми структурами.

Если на первых Чтениях, прошедших в 1992 году, присутствовало всего несколько сотен человек, то в прошлом году число участников превысило 12 тысяч, было прочитано более тысячи докладов. Рождественские чтения можно назвать крупнейшим ежегодным образовательным форумом, проводимым в России.

В настоящее время гораздо больше людей, особенно молодых и среднего возраста, стало приходить в храмы. За последние два десятилетия верующий человек в России «помолодел» почти на 20 лет. Если в середине 80-х годов средний возраст верующих был равен 62–63 годам, то сейчас — 44-45. Вера стала действительно немаловажной составляющей жизни десятков миллионов россиян.

Но церковное возрождение отнюдь не является легким делом. Большинство россиян не имеет глубоких познаний об истинах отеческой веры, далеко отстоит от активного, всецелого участия в церковной жизни. Немногие из нас помышляют, прежде всего, «не о пище тленной», но о том, что приводит человека «в жизнь вечную» (Ин. 6. 27). Для сохранения стойкости в вере перед лицом любых испытаний жизненно необходимо, чтобы Православие стало не просто неким обрамлением мирской жизни, но центром, мерилом и силой всех наших поступков, мыслей и слов.

Образование во все времена было важной частью церковной и общественной жизни, поскольку от его состояния напрямую зависит будущее любой страны и ее народа. Христианам свойственно полагать своей неотъемлемой задачей осуществление просветительской миссии в соответствии со словами Спасителя: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19).

Встает вопрос, а для чего нужно учить? Отвечая на него, святитель Василий Великий свидетельствует: «Учить не затем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтобы и жили сообразно с учением». Отсюда главная задача образования — научить каждого человека следовать указаниям совести. Это дает возможность укрепить в обществе духовно-нравственные нормы. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на нравственное состояние общества, является деятельность средств информации. Невозможно ожидать морального преображения наших сограждан, если с экранов телевизоров, по радио, с газетных полос и из Интернета на них постоянно обрушивается поток негативной информации.

Одновременно современное искусство демонстрирует и положительные примеры. Ярким образцом попытки христианского подхода к культуре стал фильм «Остров». Однако, к сожалению, это единичное явление, между тем мы имеем богатый исторический материал, изобилующий примерами высоконравственного отношения к людям и способный стать основанием для создания хороших фильмов.

Применительно к теме современной школы следует также сказать, что боязнь увидеть священника в школе, вероятно, является пережитком советского прошлого. Касательно преподавания Основ духовно-нравственной культуры отмечу, мы выступаем за то, чтобы дети, крещеные в Православной Церкви, а их во многих регионах более 90 процентов, могли знать основы своей религии, и преподавать это могут воцерковленные школьные учителя. И никого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этих взглядов другим.

© Православный Серпухов