На главную страницу
Февраль 2007

Время Господне благоприятное

Наш город отмечен свыше присутствием мест, где идет усиленная молитва за людей, страдающих недугом пьянства. Общество трезвости при храме святого Александра Невского в начале прошлого века имело большое влияние на пьющих, молитвенные стояния в Высоцком и Владычнем монастырях спасают сейчас тысячи жизней. Люди, употребляющие спиртное, всегда считают, что они сами могут прекратить пить, не понимая, что на деле они уже рабы греховной привычки, и без помощи Божьей им не исправится. Время грядущего поста — благоприятно для того, чтобы начать процесс возрождения страдающей души и плоти.

Алкоголизм как болезнь имеет две составляющие: соматическую и духовную. Первая связана с привыканием организма к алкоголю и изменяющимся из-за этого обменом веществ, с нарушением психики, поражением всех органов. Поэтому можно и нужно использовать лекарственные средства.

На другую сторону необходимо воздействовать только духовными средствами, богатство и возможности которых в Православии безграничны. Таблетки и психологические методики помогают лишь снять соматические и психические последствия алкоголизма. Алкоголизм — прежде всего греховная болезнь, страсть, за которой, как известно, всегда стоит бес.

В Таинстве Исповеди человек на время уходит от духовных последствий своего падения: злой дух отступает от него. Только собственными силами, без благодатной помощи Церкви, победить страсть практически невозможно. Если пьющий человек не хочет исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн, то можно подать в храм записку о его здравии. Во время Божественной Литургии священник вынимает за вашего близкого из просфоры частичку, которую в конце службы погружает в Чашу со Святыми Дарами со словами: «Отмый (отмой), Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Твоей честною, молитвами святых твоих». Такое поминовение и очищение — большая помощь страдающему человеку.

В дореволюционной России был накоплен большой опыт помощи пьющим людям со стороны Церкви. В приходах создавались братства трезвости, где людям помогали удерживаться от тяги к вину и одновременно обеспечивали возможность психической реабилитации. Этому способствовал налаженный ритм жизни, когда молитва чередуется с физической работой, с обучением хорошей и нужной в хозяйстве специальности. Праздного (свободного) времени не оставалось, чем обеспечивалось отвлечение от мыслей о вине. Инициатором создания братств трезвости был праведный Иоанн Кронштадтский. Незадолго до революции они были почти при каждом приходе — и сразу сократилось число пьющих людей.

В 1910 г. в России употребляли алкоголя в 7 раз меньше, чем во Франции, в 2,5 раза меньше, чем в Великобритании, и в 1,5 раза меньше, чем в США. Во время царствования Николая II потребление спиртных напитков в пересчете на чистый спирт составляло 2 литра на человека в год. Во времена советской власти эта цифра удвоилась. В наши дни каждый житель России, включая женщин и грудных детей, потребляет 25 литров чистого спирта в год!

В Священном Писании сказано, что пьяницы Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:10). Здесь имеются в виду только те люди, которые не раскаиваются. Когда человек молится, чтобы бросить пить, его душа оживает. Ведь сказано: «Господь намерения целует». Само слово «покаяние» на греческом языке имеет еще одно значение — «изменение». Покаяться — значит изменить свою жизнь, стараться вырваться из сетей лукавого.

Время грядущего Великого поста, если его проводить вместе с Церковью, может изменить нас. Грех сидит внутри, а не снаружи, и если человек твердо решится бросить пить, Господь ему обязательно поможет: ведь Он — любящий Отец наш!

Игумен Валерий (Ларичев)

© Православный Серпухов