На главную страницу
Февраль 2007

Поминальная трапеза

Трапеза

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. О нем упоминается в Ветхом Завете. Из книги пророка Иеремии следует, что у древних иудеев было обыкновение «в утешение об умершем преломлять хлеб» (Иер. 16, 7). По учению христианской Церкви, жизнь человеческой души не кончается со смертью тела, и смерть не прекращает отношений любви между живыми и умершими. Всегда было принято давать милостыню и творить дела милосердия в память о почивших.

История возникновения поминальных обедов

Разновидностью милостыни за усопшего являются поминальные обеды. Символически они указывают на то, как собирались за столом ученики Христа, обрадованные Его Воскресением, в надежде, что Он внезапно посетит их. В раннехристианской общине совместные трапезы служили зримым выражением любви друг к другу. С давних времен на них вспоминались и отошедшие в мир иной. Тем самым подчеркивалось, что живые и мертвые продолжали оставаться членами единого Тела Христова — Церкви. Первоначально такие трапезы устраивала вся община, но постепенно поминальные столы стали делом заботы родственников почившего. Продукты для этого приносились вечером предшествующего дня в корзинах в церковь, где освящались во время богослужения. Как свидетельствует В.И. Даль, составитель известного толкового словаря русского языка, от греческого слова «канун» («корзина») происходит русское слово «канун», которое означает «день перед праздником или каким другим событием» и «поминальные кушанья, приносимые в церковь».

Поминальные кушанья

С давних времен поминальным кушаньем является мед. Мед ел Воскресший Христос, когда явился Своим ученикам. Поэтому сложился обычай ставить мед на помин усопших, желая им насытиться райской сладостью.

Другим поминальным кушаньем является кутья (коливо) — разваренные зерна пшеницы, ржи, ячменя или риса с медом или изюмом. На Руси кутья впервые упомянута в «Повести временных лет» (начало XII века). В рукописной славянской Псалтири дается разъяснение, что кутья — это разваренные зерна пшеницы, услажденные медом. В XVI веке кутью приготовляли с маком, а в XIX веке — из риса и изюма. Наглядно рассказывая о грядущем воскресении мертвых, Христос привел в пример зерно: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Поэтому зерна, на основе которых готовится кутья, есть символ воскресения. Фрукты, входящие в состав кутьи, напоминают о райских плодах, предназначенных Богом для человека. Из фруктов и меда на Руси приготовляли сладкий фруктовый взвар — прообраз современного компота, который также стал обязательным поминальным блюдом.

Для поминок выпекали пшеничный дрожжевой хлеб-каравай. Во время панихиды на него сверху ставили зажженные свечи, а в конце обеда он раздавался всем присутствующим. Этот хлеб напоминал о том, что ученики Христа после Воскресения всегда оставляли один хлеб во время трапезы, надеясь, что Христос придет к ним. Сейчас, как правило, вместо белого хлеба в конце обеда раздают бисквиты или печенье.

Дрожжи (закваска), употребляемые при выпечке хлеба, являются символом Царства Небесного. «Чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Лк. 13, 20-21). Кроме хлеба дрожжи использовались еще для двух поминальных блюд — киселя и блинов. Само слово «кисель» происходит от слова «кислый», т.е. приготовленный на закваске. В. Даль называет кисель мучным студнем. В старину его делали из ржаной, пшеничной, ячменной или овсяной муки на дрожжах, иногда с молоком и только впоследствии стали добавлять сок ягод. Блины являются древним национальным поминальным блюдом не только славян, но и многих других народов России.

О водке и вине

На поминальной трапезе не подаются вино и водка. Обычай пить вино на поминках неоднократно порицался Церковью. Ведь, как говорится в Псалтири, «вино сердце человека веселит», а поминки повод не для веселья, а для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Строгость поминального стола

Поскольку поминки — это своего рода милостыня для всех, кто на них присутствует, то отсюда понятно желание хозяев угостить всех посытнее. Но вместе с тем поминальный стол на Руси всегда был простым, состоящий из щей, каши, блинов, на него не принято было подавать особо изысканных блюд. Исключение составляло любимое кушанье покойного, которое нередко готовили для поминок. Такая строгость стола соответствует строгости момента, ведь поминальная трапеза устраивается не для услаждения чрева, а для духовного общения ради памяти о покойном.

Если по какой-то причине нельзя устроить поминки в положенный день, то можно помянуть усопшего в течение предшествующей недели. Это называется встречным поминовением. Нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

Поминки принято начинать и заканчивать молитвами об упокоении, перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае, нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Сама трапеза обязательно начинается с кутьи или меда. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Во время обеда можно зажигать лампады и свечи в знак пламенной молитвы. За столом неуместны громкие разговоры, смех и тем более песни. Это время внутренней сосредоточенности, воспоминания, особого сплочения всех близких людей. Только тогда из простого обеда трапеза превращается в незримое общение с навеки ушедшим, и только тогда она обретает смысл.

Составлено по материалам сети Интернет

© Православный Серпухов