На главную страницу
Январь 2007

Почему мы грешные?

Очень часто священники на исповеди слышат подобные слова: «да я особенно и не грешил, не крал, не убивал». И очень сложно бывает объяснить такому человеку, чем мы грешны, чем больны, в чем надо каяться Богу. Как может всякий человек себя назвать грешным? Не будет ли это лицемерно, правда ли это? Это не всегда была бы правда, если понятие греха относилось только к нравственным категориям правдивости, честности, нравственной добротности.

Есть более глубокое, основное значение слова «грех»: это, прежде всего, потеря человеком контакта с собственной своей глубиной. Человек глубок — а так часто он живет только поверхностными понятиями и чувствами, и вместо того, чтобы жить из глубины, действовать из сердцевины своего бытия, он живет отраженной жизнью; реагирует на жизнь, — простой отблеск тех лучей, которые падают на него.

Это первый и основной грех: поверхностность, и в результате нее человек теряет контакт с содержанием этой глубины, то есть с Богом. Человек становится чужим и для ближнего, и для всей жизни. Он живет только в себе, для себя, для него центр жизни — он сам, и жизнь его такая же бедная, как и малое содержание. Епископ Феофан Затворник говорит, что такой человек подобен древесной стружке, которая свернулась вокруг своей внутренней пустоты. Вот это и есть греховное состояние; и это состояние в себе может, должен признать всякий человек, если только он честен: кто может сказать, что он живет всеми глубинами своей души, своего сердца, своего ума, всем размахом своей воли, всей смелостью, всем благородством, всем величием своим?

И вот, становясь перед Богом, Который и есть величие, Который создал нас для величия, мы не можем не признать своей греховности, того именно, что мы отпали от своего первородного достоинства. Поэтому мы, конечно, можем обратиться к Богу с криком души: Господи, прости! Какой позор: Ты меня создал великим, а я так постыдно измельчал…

Но слово «помилуй» не значит только «прости»: по-гречески «Кирие, елейсон» — Господи, помилуй — значит очень многое: «прости, останови Свой гнев, дай мне время опомниться, дай мне возможность вырасти в ту меру величия, которую Ты предназначил мне». Это значит: «увенчай меня этим величием». И поэтому слова: Господи, помилуй! мы употребляем во всех случаях жизни: «прояви ко мне Свою первоначальную любовь! Прояви ко мне ту любовь, которую Ты явил нам в Иисусе Христе: крестную, жертвенную, великодушную; обласкай меня, утешь, исцели, сделай вновь человеком, достойным этого звания, в конечном итоге, достойным быть Твоим другом во веки веков».

Надо научиться употреблять эту молитву со всей правдивостью и искренностью, помня, что, назвав Иисуса Христа Сыном Божиим и Господом, мы обязуемся жить достойно Его величия. «Нас бо ради родися Отроча Младо — Превечный Бог»!

Митрополит Антоний Сурожский
Из книги «Школа молитвы»

© Православный Серпухов