На главную страницу
Декабрь 2006

Православие в Ирландии: прошлое и настоящее

В первые века от Рождества Христова, когда владения Римской Империи простирались, как считали тогда, на полмира, одним из краев света, за которым открывался бесконечный океан, был изумрудный остров, известный ныне как Ирландия. Населяли его представители древнейшего народа — кельты. Не было тогда на зеленом острове ни городов, ни крупных деревень, не говоря уже о государстве. Занимались жители, преимущественно, земледелием и скотоводством и объединялись в кланы, возглавляемые "королями", этакими вождями, которые, помимо прочего, были еще и священными особами. "Королей" было около сотни.

Чтили кельты Солнце, стихии, особенно водные. В их пантеоне насчитавалось 374 различных божеств. Но, в отличии от греко-римского политеизма, кельты твердо верили в светлую загробную жизнь на далеких блаженных землях. Многие знают про их магов-жрецов — друидов, которые также были судьями, хранителями народного эпоса и верований, воспитывали аристократическую молодежь и жили отдаленно от поселений.

Летом 82 года управляющий Римской провинции Британия Гней Юлий Агрикола вознамерился подчинить Империи свободолюбивый остров. И решил, что для этого, на его взгляд, несложного похода, потребуется всего лишь один легион. Но что-то не заладилось у военачальника, и Ирландия так и осталась неподчиненной Риму.

Тем не менее, связи острова с Империей развивались, и к началу пятого века кельты уже были знакомы с Христианством. Но многие влиятельные правители кланов не желали принимать веру Христову. Обращение жителей Ирландии началось с миссией святого Патрика (+461; память 17/30 марта).

Святой Патрик Ирладский

Отрок Сукката (такое имя получил Патрик при рождении) жил в римской провинции Британия. Отец мальчика был дьяконом, дед — священником, а по материнской линии будущий миссионер приходился родственником святителю Мартину Турскому. Тем не менее, к вопросам веры юноша был равнодушен. Обращение ко Христу произошло после пленения его пиратами и продажи в рабство некому Милукку на западе Ирландии, где отрок и был назван Патриком. Позднее, в своей "Исповеди", святой напишет о том времени: "Я каждый день пас скот и много раз на дню молился, и более и более увеличивалась во мне любовь к Богу и страх Его, и принуждалась вера, и приумножался дух, и доходило до сотни молитв в день, а часто до стольких же и ночью. Даже когда я оставался в лесах и горах, я поднимался до света для молитвы в снег, в мороз, в дождь, и, как сейчас вспоминаю, не ощущал никакого неудобства и никакой лености: ибо тогда пылал во мне дух". ("Исповедь", п. 16.)

После 6 лет рабства, в 22 года, Патрик услышал во сне повеление Господа покинуть Ирландию и вернуться домой. 200 миль прошел юноша, скрываясь от бывшего хозяина, и, дойдя до побережья, сел на торговое судно, перевозившее волкодавов. В Галлии Патрик сошел с корабля с торговцами, которые затем отправились со своим грузом в другую сторону. В галльских краях юноша смог ознакомиться с опытом тамошних христиан, а также с наследием своего родственника — святителя Мартина Турского, сочетавшего духовное монашеское делание с милосердием и активным миссионерством.

По возвращении на свою родину в Британию, Патрик увидел сон, в котором некий светоносный муж призвал его на крещение ирландского народа. Для подготовки к своей миссии будущий просветитель вернулся в Галлию, где в Ауксере епископ Аматор посвятил его в сан диакона, а затем святитель Герман Оксеррский (+448; память 31 июля/13 августа) — во епископа.

В 432 г. святой Патрик свалил идола в Кром-Круах и сжег книгу друидов в Темре. Так началась его миссия на зеленом острове. В течение шестидесяти лет Патрик обращал ирландцев. Обладая горячей верой во Христа, потрясающими организаторскими способностями, искусством убеждать, он привел ко Господу великое множество кельтов, создал епархию на острове, основал несколько монастырей, а также разработал ирландскую азбуку, положив тем самым начало национальной литературе и науке.

Кельтский крест
© en.wikipedia.com

Многие чудеса сотворил Патрик. Одно из самых известных — изгнание змей: однажды, по просьбе жителей, святой собрал в коробку разных пресмыкающихся и выбросил в море; с тех пор змей в Ирландии больше нет, а прибрежные воды весьма бурные и пенистые. Есть и такая история: в первый год миссии Патрика торжество Пасхи совпало с "белтейн" — языческим праздником весны. Ночью на возвышенном месте, в сакральной столице Ирландии — Таре, верховный король Лоэгайре намеревался возжечь для праздника священный огонь. Но Патрик опередил его: над одним из близлежащих холмов взмыл огненный столп в честь Воскресения Христова. Лоэгайре вскипел гневом и созвал друидов, но те сказали королю, что с христианским святым бороться бесполезно. Разгневанный вождь собрал рать и направился собственными руками убить Патрика. После долгих поисков Лоэгайре обнаружил святого молящимся вместе с учениками. Когда король приблизился, то увидел лишь убегающих оленей.

С Патриком Ирландским связывают возникновение кельтского креста. Предполагается, что святой в состязании с друидами, которые поклонялись Солнцу, произнес знаменитые слова: "Мы тоже верим в Солнце — Солнце Правды — Христа!", а затем перечеркнул круг, символизирующий солнце, крестом. Согласно другим версиям, этот символ состоял из креста и прикрепленного к нему гвоздями жернова, которым мелют муку для Евхаристического хлеба.

К VII в. ирландская церковь приобрела очень много характерных особенностей, можно даже сказать — была уникальна, не похожа на континентальные. Если в Европе была четкая организация с епископатами в больших городах, то на острове, где и крупные деревни-то возможно было по пальцам пересчитать, еще со времен святого Патрика постепенно складывалось иное устройство. Приходы в Ирландии объединялись вокруг монастырей, настоятели которых фактически исполняли роль епископов. Архиереи на острове также были, но подчинялись руководителям обителей. Так что к началу VII в. в Ирландии сформировалась церковь монастырей.

Фрагмент кельтского Евангелия

В первое время монахи селились в отдаленных местах, где они уединялись для аскетических подвигов. Практиковались многочасовые воздевания рук, тысячи поклонов, стояния в холодной воде. Постепенно вокруг подвижника собирались ученики, и возникал монастырь. Кельтское монашество славилось гостеприимством, милосердием и стремление к учености. При обителях непременно устраивались гостиница, больница и школа. Некоторые монастыри могли насчитывать сотни и даже тысячи насельников.

Многие монахи практиковали странничество, уходили в глушь, уплывали на необитаемые острова. Группы отшельников садились в утлые лодки и, не имея “ни весла, ни ветрил”, вверяясь руце Божией, отправлялись в опасное странствование. Так, например, поступили кельтские монахи, прибывшие в Корнуэл. Когда в 874 г. викинги ступили на холодный берег Исландии, то к изумлению обнаружили там ирландских отшельников, поспешивших покинуть и этот остров, желая быть подальше от язычников. Вполне вероятно, что некоторым удалось добраться и до Америки.

Другие кельты, напротив, устраивали миссионерские походы и даже основывали на чужбине целые христианские центры. Особенно в этом преуспели святые Коломб и Колумбан.

Начиная с VIII в. остров стал подвергаться опустошительным набегам норманнов. Многие монастыри были разрушены и разграблены. После этого Ирландия, оскудевшая кельтскими монастырями, подверглась распространению католицизма. Но, несмотря на то, что к XIII в. Рим подчинил себе последние очаги кельтской духовности, в XIV в. в горах Шотландии еще существовали общины кельтских монахов. Путешествуя по Шотландии в XIX столетии, Александр Кармайкл обнаружил молитвенную традицию, передаваемую из уст в уста и имеющей поразительное сходство с древним, кельтским образом молитвы.

На богослужении в храме святых апостолов Петра и Павла в Дублине
© stpeterstpaul.net

В настоящее время, благодаря просьбам русскоязычных эмигрантов, в Ирландии открываются приходы Русской Православной Церкви. Самый многочисленный — храма святых апостолов Петра и Павла в Дублине. Православные общины на "зеленом острове" многонациональны. Молитва "Отче наш" на Литургии звучит на русском, английском, ирландском, сербском, молдавском и грузинском языках.

15 ноября 2006 года в Москве состоялась встреча "Православие в Ирландии", на которой отец Георгий Завершинский поведал о жизни православных приходов на "зеленом острове". Основной задачей пастырской деятельности в Ирландии священник считает создание полноценной евхаристической общины, где прихожане регулярно причащаются и богослужение является центром жизни человека. Не во всех городах получается создать общину. Обычно она складывается там, где появляются преданные люди, хорошие координаторы. Воцерковленные попадают в общину не часто, поэтому в виде пастырских бесед проводится катехизация. И, кстати, из этих бесед выросли восемь человек, поступившие в Свято-Тихоновский Православный Гуманитарный Университет, а один стал диаконом.

Сталкиваясь с проблемой отсутствия взаимопонимания родителей и детей, которые буквально говорят на разных языках, отец Георгий пришел к идее создания русской общеобразовательной школы, которая существует вот уже 3 года. Кроме того, есть воскресная школа, силами которой организуются приходские праздники.

Священник Георгий Завершинский

Говоря о взаимовлиянии культур, отец Георгий подчеркнул значимость воздействия православных жен на своих супругов-католиков: "...такое случается довольно часто, что русскоговорящая девушка с Украины или России или Молдавии выходит замуж за ирландца. И вот образуется семья, рождаются дети и возникают вопросы "как?"... постепенно люди приходят к тому, что надо и ребенка крестить, и надо ли им венчаться, можно ли это, если сделать, то как. И, как правило, приверженность Православию супруги оказывает решающее влияние, и гражданин Ирландии соглашается, как правило, со всем тем, что ему предлагает жена. Венчание происходит в православном храме и детей воспитывают в православной традиции".

Отец Георгий поведал о паломничествах, совершенных им и его прихожанами: "этим летом с группой наших прихожан мы посетили ряд святых мест, и не просто посетили, но и совершали богослужения, молебны. Впечатляет то, как эти места были выбраны, насколько люди были вдохновлены, чтобы найти такие непростые места, как Скала святого Майкла (Skellig Michael), которая отстоит на 8 миль от берега Атлантического океана, где невероятно суровые жестокие условия. В свое время там была монашеская община, начиная с 6 века и до 12 века. После 12 века монахи уже перебрались на остров, но, тем не менее, церковная память хранит это место как святыню, и туда совершаются паломничества. Совершенно особые и неповторимые ощущения и особый дух в этом месте. Посетили гору святого Патрика (Croagh Patrick), — это традиционное место паломничества не только ирландцев, но и американцев, и европейцев с континента. При восхождении есть такая традиция, что хорошо бы это сделать босиком. Когда мы были там, была страшная непогода, ветер, жутко холодно, а восхождение было по острым, режущим камням (там тропинки нет). Представить себе трудно, но, однако, я видел не одного человека, который шел босиком в гору. А на самой вершине ничего особенного нет, — стоит небольшая часовня и т.н. "постель святого Патрика" — камень, на котором он 40 дней молился и постился перед началом своей миссии просвещения Ирландии".

Также на встрече многими было отмечено, что Ирландия является радостным исключением из ряда западноевропейских стран, поддавшихся наступлению секуляризма. По мнению главного редактора "Церковного вестника" Сергея Чапнина "у ирландцев, как и у русских, есть мощное, бьющее через край религиозное чувство".

Сергей Бондаренко

© Православный Серпухов