На главную страницу
Ноябрь 2006

Разница намерений

Беседа с диаконом Андреем Кураевым об Апокалипсисе, конце света и царстве Антихриста

Кто такой антихрист в церковном понимании? Апостол Иоанн в своих посланиях говорит, что антихристов много. В этом смысле антихрист с маленькой буквы — это любой человек, который находится в состоянии активной борьбы с Церковью. Собственно Антихрист — это зеркальное отражение Христа. На одной фреске итальянского собора эпохи Возрождения, изображен Антихрист, стоящий посредине толпы. Внешне он очень похож на Христа, различается лишь одна деталь — у него злые-злые глаза. Приставка "анти" в греческом языке означает не только "против", а еще и "вместо". Антихрист приходит ВМЕСТО Христа, чтобы такая подмена могла произойти, он должен быть на Него похож.

Значит, Антихрист — это будет конкретный человек, обладающий, к тому же, еще и огромной мирской властью? Да. Я полагаю, что Антихриста можно описать с помощью отрицательного богословия. Мы знаем, что было с Христом, и от этого можно заключить, что произойдет с Антихристом. Вот мы видим три искушения Христа, великолепное толкование которых дал Ф.М. Достоевский в "Легенде о Великом Инквизиторе" — искушение хлебом, искушение властью, искушение чудом. Вот эти три искушения, которые отверг Христос, их, очевидно, Антихрист и примет. Он примет власть над человеческими душами через чудеса, власть над человеческими отношениями через принятие рычагов земного управления, власть над телами через контролирование механизмов распределения земных благ.

Означают ли Ваши слова то, что царство Антихриста будет представлять собой некую глобальную надгосударственную структуру, нечто вроде мирового правительства? Поскольку Антихрист идет, чтобы прельстить "аще возможно и избранных", это означает, что предметом его специального интереса будет контроль над жизнью опасных для него ХРИСТИАН. Для того, чтобы Царство антихриста могло вполне достичь своих целей, необходимо будет провести маргинализацию христианства с последующим его выпариванием, уничтожением. А для этого нет нужды рычаги своей земной власти в буквальном смысле распространять на все территории Земли.

Какие печати будет ставить Антихрист? Для православной традиции характерно аллегорическое, духовное понимание этого места Апокалипсиса. В Библии традиционно десница, рука обозначает образ деятельности. А чело — это образ мыслей человека. Поэтому, когда антихрист ставит две печати, он начинает производить контроль над образом мыслей человека и образом его деятельности.

Массовый человек, человек "толпы" последних времен будет воспитан и сформирован так, что для Христа в его жизни просто не будет места. Это будет ему не интересно, потому что, во-первых, само общество не будет ставить вопросы о Христе, а во-вторых, оно будет предлагать слишком поспешные ответы на них. Начиная оттого, что Христос — просто великий целитель древности, "Кашпировский" первого века, или же это один из инопланетян, которые к нам прилетают, а может, и один из махатм, но нам до него дела нет...

Как должен вести себя человек, который искренне не хочет поддаться прельщению антихриста? Необходимо уклоняться от любых практик, которые связаны с вторжением в человеческую душу — зомбирование, кодирование и т.д. Нужно избегать всевозможных медитативных техник, технологии мантр… Все они имеют целью лишить Вас контроля над своим сознанием. Надо иметь большую дистанцию от средств массовой информации, наблюдать за собою, не превращаюсь ли я, мой мир, мой язык, в слепок, который сотворил телевизор...

Какие книги, излагающие понимание Апокалипсиса и событий, связанных с концом света, стоит прочесть? Что касается Апокалипсиса, то здесь нужно помнить, что это единственная книга, которая не читается за богослужением в православных храмах, что, по-видимому, означает, что нет, безусловно авторизованных толкований. При вхождении в эту тематику полезно ознакомится со сказками Льюиса — "Последняя битва" из его цикла "Хроники Нарнии" и "Расторжение брака". Затем — роман Честертона "Шар и крест", плюс антиутопическая классика (Оруэлл, Замятин...) На следующем этапе это могли бы быть "Три разговора" Владимира Соловьева, с включенной туда повестью об антихристе. Из современной православной литературы, я бы посоветовал книгу отца Серафима (Роуза) "Православие и религия будущего".

Ужасно тягостно думать о конце света... А почему Вас так пугает это понятие конца? Ведь конец — thelos — по-гречески "цель" — имеет смысл не только окончания, но это еще и некая завершенность, исполненность, целедостижение. Поэтому если получается, что у истории есть конец, то значит, у нее есть и СМЫСЛ. Вот если бы у нее не существовало конца, она воспринималась бы, по словам Достоевского, как "дьяволов водевиль": такое бесконечное стремление, которое никуда не ведет, потому что ему некуда вести. Тем, что христианство утверждает конец истории, оно СПАСАЕТ идею истории, утверждая наличие в ней смысла.

Беседовал Владимир Легойда

© Православный Серпухов