На главную страницу
Октябрь 2006

Урок духовности — часть жизни моей

"Плохое воспитание есть начало злу, которое от поколения к поколению возрастает. Только духовно-нравственное воспитание может избавить общество от зла, выработать твердость характеров, чистоту нравов, благородство, добросовестность во всем".
Схиархимандрит Иоанн Маслов

В феврале 2006 года ср. школа № 16 защитила программу развития по теме: " Адаптивная школа духовно-нравственного воспитания". В результате работы по этой программе должна быть достигнута основная цель школы — воспитание личности с большим духовно-нравственным потенциалом. Осуществить задуманное может только коллектив единомышленников под руководством священника, православного директора, Совета развития школы. С 18 февраля 2006 года в школе начался экспериментальный этап, который продлится до 31.10.2008 года.

Основная работа ведется через единые часы духовно-нравственного воспитания, которые проходят на первом уроке во вторник во всех классах школы. Эти часы проводят классные руководители. Одновременно — 21 час по единой теме. Например, первым уроком в этом году было состоявшееся 22 сентября занятие по теме: "Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Владычный монастырь".

На всех часах обязательно присутствует заинтересованная администрация школы. Заполняется специальная карта посещения. Затем в конце учебного дня проводится совещание, где анализируются все часы.

Проводится опережающее обучение классных руководителей через открытые уроки, семинары практикумы, консультации. Кроме того, все классные руководители обеспечены литературой, видеотекой, фонотекой. Музыкальное, художественное сопровождение, компьютерные программы позволяют проводить уроки на высоком уровне, единая тема объединяет педагогов в процессе подготовки. Ежемесячные отчеты учеников и учителей делают единые часы любимыми для всех. Так, одна из учениц пишет:

Я хочу написать всего несколько строк.
Урок духовности — это не просто урок,
Это часть жизни моей,
От которой на сердце светлей.

Это советчик, попутчик души моей.
И от него по жизни шагаю смелей...
Да! Это не просто слова,
Это чувств завладевшая мною волна.

После проведения единого часа все материалы сдаются в кабинет духовно-нравственного воспитания, Совет развития школы оформляет их в книги. С февраля по сентябрь создано 8 книг.

Основные действия педагогов направлены:
— на формирование семейной бытовой культуры, чувства причастности к историческому прошлому и настоящему нашей Родины, своего народа,
— на воспитание бережного отношения к окружающему миру; раскрытие духовных основ Отечественной культуры, культурообразующей роли Православия.

Работа трудная, но результат высок. И учителя, и учащиеся отмечают, что их жизнь изменилась, многие впервые соприкоснулись с личностью Иисуса Христа и задумались о высшей ответственности перед Богом и людьми, стали уважительнее, добрее, милосерднее. Приблизились к Православию, с удовольствием работают на восстановлении храмов. Выполняя культурологическую программу, побывали в паломнических поездках.

P. S. Путь духовно-нравственного воспитания лежит через христианскую культуру, а значит — через Христа, поэтому, педагоги должны привести своих детей ко Христу, должны научить их любить Его, смотреть на мир Его глазами. Мы говорим о совести, стыде, любви, добре. А почему мы об этом говорим, откуда черпаем знания об этих понятиях? Сам Бог в сердцах наших разжигает желание касаться Его свойств, жить Его жизнью, стремится к Его идеалам. В Священном писании рассказывается, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Он создал человека безгрешным и вложил ему в душу Совесть. Требования Совести — это то, что на христианском языке называется волей Бога. Мы верим, что наша школа духовно-нравственного воспитания необходима возрождающейся России.

Заслуженный учитель Российской Федерации,
заместитель директора по научно-методической работе МОУ СОШ № 16
Хавторина Надежда Ильинична

© Православный Серпухов