На главную страницу
Октябрь 2006

Занятие первое. Завещанный образ языка

Славянский язык есть корень и основание российского языка; он сообщает ему богатство и разум, силу и красоту... В изображении важных предметов он высок и великолепен, в описании простых вещей сладок и прост.
(Адмирал А. С. Шишков, министр народного просвещения)

Церковнославянский язык...
Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг;
Он царственное украшенье
Церковного Богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье —
Церковнославянский язык.

(Афанасьев В.)

Дорогие дети! Сегодня мы начинаем с вами изучать церковно-славянский язык. Быть может, вам приходилось слышать от взрослых, что церковнославянский язык устарел, одряхлел и обветшал, что его нужно изменить и исправить, сделать более понятным современному человеку. Хотя церковнославянский язык действительно древний (ему больше 1000 лет!), но старец этот не дряхлый и немощный, а многомудрый и опытный, а главное, всесильный в деле добра.

Чтобы понять, для чего наши предки веками говорили между собою на русском языке, а Бога славили на церковнославянском, давайте вспомним, как выглядел древний герб России — двуглавый орел. Он нам многое объяснит. Он воплощал собою союз государства и Церкви. Одна голова орла смотрит строго на Запад, не пропуская не малейшей дельной мысли и беседуя со своими европейскими соседями обычным российским языком. Другая голова зрит на Восток — во Святую Землю, изрекает она священные слова Божественной молитвы на церковнославянском языке, беседует с Богом.

Церковнославянский является основой русского литературного языка, источником его богатства и красоты, вы сможете пополнить ваши знания в области истории русского языка. Но самое главное, вы научитесь слышать и понимать наше православное богослужение.

На пути познания важно помнить, что церковнославянский язык нам родной, что на нем взрастали поколения православных людей в России, что это язык Богопознания русских людей. Его нельзя, подобно иным языкам, назвать мертвым, потому что жив народ, хранящий и понимающий его, разговаривающий на нем. И Собеседник наш в этом молитвенном разговоре — живой и истинный Бог.

Урок подготовила Ольга Свирепова

© Православный Серпухов