На главную страницу
Октябрь 2006

Недоумение простого "захожанина"

Как ни печально для верующего человека, но приходиться признать, что люди, чаще всего заходят в храм не для того, чтобы соединиться со Христом в Таинстве Причащения. Такие "захожане", как правило, ставят свечи, и заказывают молебны. На молебне вроде все просто: стой и жди, когда прочитают твою записку, потом забирай воду и иди с Богом домой. Одно только не понятно — слово странное, без которого ни один молебен не обходится. Прокимен, кажется?!

Самая точная смысловая параллель слову прокимен в современном русском словаре — это девиз, выражающий в сжатой и эмоциональной поэтической цитате содержание службы. Это следует и из самого названия прокимена. В переводе с греческого это слово означает — "предваряющий", "вперед поставленный", а в некоторых переводах — "бросающийся вперед".

Прокимен имеет некоторые свойства:
1. Краткость. Прокимен — это всегда одна фраза, "до первой точки". В нем может быть выражена только одна главная мысль, обобщающая все содержание службы.
2. Поэтическое, песенное происхождение. Все прокимены являются образцами поэтического ветхозаветного творчества и почерпнуты составителями служб, как правило, из Псалтири. Это имеет глубокий пророческий смысл. Подобно тому, как чтение из Ветхого Завета на вечерней службе праздника иносказательно трактует ее содержание, так и прокимен, например, написанный за 28 поколений до Рождества Христова, воспевает чудо Его Воскресения: "Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имени Твоего ради".
3. Эмоциональная насыщенность. Прокимен не просто повествовательно излагает ту или иную мысль. В нем звучит радость, ликование: "Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь". Он скорбит: "Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней", или гневно вопиет: "Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его". Не случайно прокимен в чинах Божественной Литургии и утрени помещен в наиболее кульминационной точке — перед чтением Священного Писания.

Даже форма исполнения прокимена выразительно подчеркивает присущую ему эмоциональность. "Врываясь в ряд длинных песней вечерни и утрени, прокимен привлекает к себе внимание своеобразностью формы", писал М. Скабаллонович в "Толковом Типиконе". Среди прочих богослужебных жанров эта форма уникальна тем, что и в наше время сохранила ранние традиции церковного пения, когда все находящиеся в храме подхватывали одинаковый, знакомый всем припев после речитативного возгласа. Иоанн Златоуст объясняет это так: "Отцы установили, чтобы народ, когда не знал всего псалма, подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение".

В современном богослужении форма исполнения прокимена выглядит следующим образом:
Диакон: Вонмем! (Призыв к особому вниманию)
Священник: Мир всем. (Преподается мир, как условие особого внимания)
Хор или чтец: И духови твоему.
Диакон: Премудрость, вонмем. (Указание на особую мудрость, заключенную в предстоящем чтении)
Чтец (объявляет глас и возглашает прокимен, например): Прокимен, глас третий. Господь Просвещение мое и Спаситель Мой, кого убоюся?
Хор (поет возглашенный прокимен): Господь Просвещение мое и Спаситель Мой, кого убоюся?
Чтец (возглашает стих): Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?
Хор (снова поет прокимен): Господь Просвещение мое и Спаситель Мой, кого убоюся?
Чтец (возглашает первую половину прокимена): Господь Просвещение мое...
Хор (допевает вторую половину прокимена): ... и Спаситель Мой, кого убоюся?

В современном музыкальном гласовом обиходе сохранились древние черты прокимена — броскость, упругость, лаконичность. И в ранних памятниках церковно-певческой культуры, и в современных изданиях нотного обихода прокимен, как правило, включает в себя два основных мелодических элемента — первую быструю речитативную часть и распетую мелодичную каденцию (окончание). Наличие двух контрастных элементов в прокимене весьма важно: только благодаря медленному, распевному окончанию первая его часть воспринимается как "нормативно" быстрая, а не просто быстро исполненная.

Евгений Кустовский,
руководитель Московских
Православных регентских курсов

© Православный Серпухов