На главную страницу
Сентябрь 2006

Зачем нужна исповедь?

Молебен на начало учебного года, который по традиции служится в конце августа, собирает большое количество детей и взрослых, желающих кроме молебствия причаститься Святых Христовых Тайн. Но выясняется, что дети не подготовлены родителями к Таинству Исповеди и Причастия, так как сами взрослые имеют об этом смутное представление. Мнение, что в храме самое главное — свечи поставить, крепко укоренилось среди мирских людей, которые считают, что все остальное, это ненужный фанатизм, без которого можно спокойно прожить на этом свете.

Исповедь

Почему исповедоваться нужно перед человеком, священником? Некоторые говорят: "Я и так Богу покаюсь: встану перед иконой и все расскажу".

Нет, этого недостаточно. Конечно, надо молиться о прощении грехов, просить у Господа их напомнить, но покаяние завершается исповедью перед священником. Господь дал апостолам, а через них священникам такую власть: Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23). Итак, это непременное условие — покаяться именно перед таким же, как мы, немощным человеком.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если бы Ангелов поставили совершать исповедь, то очень многих людей они не допустили бы до Причастия, поскольку, будучи сами чистыми, духовными существами, просто не всегда могли бы понять человеческие переживания. А священник — сам человек, облеченный грешной, немощной плотью. Он хорошо понимает, что грех — это болезнь, страдание (кстати, слово "страсть" в переводе со славянского языка на русский означает "страдание"), а вовсе не удовольствие и радость, и сочувственно относится к кающемуся, такому же больному грехом, как и он сам.

Кроме того, рассказать свой грех перед подобным нам человеком — дело смирения. Перед Ангелом, перед святым, перед старцем, может быть, мы бы и раскрылись. Уничижать пастыря, не считая его достойным выслушать исповедь,— это проявление гордости. А пойти к нему как к облеченному властью священства — не важно, кто он как человек — и все ему рассказать,— проявление смирения. А Богу смирение очень угодно и приятно.

Что надо говорить батюшке на исповеди?

Исповедь в храме ставит точку в нашем покаянном подвиге. Покаяние — это очень обширное и глубокое понятие; начинается оно сразу, как только человек осознает, что согрешил. Потом он молится, просит прощения у Бога, плачет о грехах, но все-таки без исповеди грех ему не прощается. Так говорят Святые Отцы, в частности, святитель Феофан Затворник.

Обязанность священника — вас выслушать, а ваша — все ему рассказать: и то, что мы считаем мелким грехом, и то, что расцениваем как грех большой. Конечно, на исповеди не надо пересказывать все наши разговоры или описывать, какого цвета ботинки были на человеке, которого мы поругали. Нужно рассказать суть греха. Достаточно назвать его одним словом, например: "Согрешал празднословием, осуждением (не надо говорить, с кем и как вы празднословили, кого вы осуждали, в каких выражениях) и прочими разными помыслами". Не надо забывать и о том, что существует Таинство соборования, и в нем прощаются грехи забытые, в которых мы каялись, но по какой-то причине забыли о них рассказать или не осознали в свое время. Чем больше вы расскажете священнику, тем лучше.

Моя подруга хотела в первый раз пойти на исповедь, но не пошла, так как даже раскаиваясь в содеянном грехе, говорила, что если бы ситуация повторилась, то сделала бы также. Как ей помочь?

Я советую все-таки пойти на исповедь. Откуда она знает, что скажет священник? Исповедь — это Таинство, тайна встречи с Богом. На исповеди человек совсем по-другому видит и оценивает себя и все свои поступки. Поэтому, если Ваша подруга по сути осознает греховность своего поступка, хотя и не до конца, ей нужно назвать грех и прямо сказать батюшке: "Я боюсь, что если ситуация повторится, могу опять поступить так же, поскольку я грешный человек". Господь вразумит священника, что сказать.

Игумен Сергий (Рыбко)

© Православный Серпухов