На главную страницу
Сентябрь 2006

Дом Божьей Премудрости

Началась волнительная школьная пора, когда взрослые и дети с большим трудом возвращаются в реальность из романтического летнего отдыха. Переживают родители первоклашек, серьезно задумываются папы и мамы подростков: чем взрослее ребенок, тем труднее объяснить ему — почему надо хорошо учиться. Механическое накопление знаний кажется ребенку скучным и ненужным, как же изменить сложившуюся ситуацию? Верующие люди знают, что начало Премудрости — страх Господень, и среди этих людей были большие ученые: Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Иоганн Кеплер... Может быть, школе в скором будущем предстоит стать домом Божьей Премудрости?

"Тоскует наше сердце без Тебя, Боже, и не может успокоиться, пока не найдет Тебя".
Блаженный Августин, епископ Иппонийский

Сотворение мира. Французская миниатура XIII века

Исаак Ньютон, постигший тайны строения и движения Вселенной, говорил о себе так: "Я представляю себя маленьким мальчиком, который на берегу безграничного океана собирает отдельные ракушки, выброшенные волнами на берег, в то время как сам океан и его глубины остаются по-прежнему для меня непостижимыми". Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет (так называемые "законы Кеплера"), изобретатель телескопа, в предисловии к своей книге "Гармония мира" писал: "... Я показал людям, которые будут читать эту книгу, славу Твоих дел; во всяком случае в той мере, в какой мой ограниченный разум смог постичь нечто от Твоего безграничного величия".

Наука — часть культуры. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) определял культуру как "связь человека с Творцом и со всем миром". И эта связь должна пройти через "все отношения людей и народов, войти в рояль музыканта, в лабораторию ученого, в тетрадь писателя, в интуицию врача, в руку сеятеля, сеющего на земле хлеб". Подлинная культура содействует духовному росту человека, возвышает его, одухотворяет, приближает к Богу.

Во всем мире сегодня меняется характер культуры. Что с ней происходит? Она все больше становится массовой и все больше зависит от техники: от компьютеров, видеокамер, телевидения. Каждый год, если не месяц, мы узнаем о новых и действительно удивительных изобретениях на пути совершенствования этих технических средств. Но складывается абсурдная ситуация: в то время, когда людям стало доступно узнавать бесконечно много, молодежь перестала стремиться узнать даже самое малое. В основе этого — глобальный кризис личности.

Главная причина всех несчастий современного человека, его непрекращающейся трагедии жизни, главная причина краха современной образовательной системы заключается в том, что человек забыл Бога. "Серо, душно, бедно в мире, где есть только игра материальных интересов человеческих, но нет культуры духа и культуры любви. Человек, одетый в одежду только одной внешней технической цивилизации, без духовных ценностей и запросов, похож на мертвеца. В нем нет самого главного: духа жизни" (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский). Человек призван любить Бога и служить Любви и Истине Божией среди всех современных ему явлений, в любой ситуации, в любом деле. Это поставлено задачей и смыслом земной жизни человека.

Архиепископ Верейский Евгений

© Православный Серпухов