На главную страницу
Август 2006

О церковной иерархии

Пастырь

Православное богослужение совершается особыми лицами, поставленными на то через законное рукоположение Самим Господом и составляющими церковную иерархию, или духовенство. Еще в Ветхом Завете, по повелению Божию, пророк Моисей избрал и посвятил для совершения богослужения особых лиц: первосвященника, священников и левитов. Первым первосвященником был брат Моисея Аарон, а первыми священниками были сыновья Аарона. Первосвященнику и священникам помогали левиты. Таким образом, ветхозаветная иерархия состояла из трех степеней.

В Новом Завете Господь Иисус Христос, совершив Божественное Свое служение на земле, установил таинства и научил людей покланяться Богу духом и истиною, предоставил потом, как дальнейшее устройство Церкви, так и видимое совершение богослужения Своим Апостолам. Господь преподал им благодатную силу и власть священнодействовать, учить верующих вере и благочестию и управлять Церковью. "Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы, и сия рек, дуну, и глагола им: Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся" (Иоан. 20, 21-23).

Апостолы

Господь Иисус Христос из всего множества Своих учеников и последователей избрал только 12 Апостолов, которым дал власть учить, совершать богослужение и духовно руководить верующими ко спасению (Матф. 28, 19). Полученную от Господа власть Апостолы постепенно через рукоположение передали своим преемникам. Прежде всего, как видно из 6 главы книги Деяний, они учредили в помощь себе низшую степень церковной иерархии — диаконскую. Служение первых диаконов состояло в попечении о бедных и в помощи Апостолам при совершении таинств.

Когда число верующих стало разрастаться, Апостолы избрали себе новых помощников, наделив их полномочием проповедовать, совершать богослужение и управлять церковными общинами. Посвященные на это служение чрез возложение апостольских рук с молитвою стали называться "пресвитерами", или "старейшими". Вследствие продолжавшегося увеличения числа христиан, Апостолы, не имея возможности сами лично всюду ставить диаконов и пресвитеров, учредили в Церкви еще новый высший сан — "епископов", которым и передали полноту своей власти — власть не только учить, священнодействовать и управлять, но и самим посвящать пресвитеров и диаконов и наблюдать за их поведением. Слово "епископ" значит по-гречески "блюститель", или "наблюдатель".

Святой Игнатий Богоносец, муж Апостольский, строго обличал тех, которые не слушались епископов, пресвитеров и диаконов. Св. Ириней, епископ Лионский, ясно отличает преимущество прав епископа, говоря, что пресвитеры получают от них дарование благодати. Он выводит преемство епископов и их происхождение непосредственно от самих Апостолов. По словам Св. Киприана Карфагенскаго, поставление епископов основано на Божественном законе и передано нам чрез св. Апостолов, которые первые приняли епископство от Господа нашего Иисуса Христа.

Архимандрит Гавриил
Из книги "Руководство по Литургике"

© Православный Серпухов