На главную страницу
Август 2006

Свет Преображения

Икона Преображения Господня

Свет Преображения резок для наших глаз. Привычка жить в полумраке своих привычек, покрытых пылью пустого времяпрепровождения, боязнь обличения перед самими собой страшного факта, что жизнь прошла впустую, отпугивает нас от евангельского света. Мы не хотим искать истинного смысла жизни там, где его можно узнать.

Первая проповедь Господа была о том, что приблизилось Царство Небесное, и что его надо искать прежде всего. И пришло время, когда Господь сказал ученикам: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9, 1). И "по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей, и Илия, с Ним беседующие".

Вот оно, Царство Небесное. Посреди Господь, как солнце, сияющий Божественной славой, но и со своими человеческими чертами. С Ним рядом два великих мужа. Их уже давно нет на земле, но — вот же, они здесь, говорят с Господом "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лк. 9, 31). И трое учеников Христовых от восторга только и могут выговорить: "Господи! Хорошо нам здесь быть!" Но вдруг среди этого блаженства — "облако светлое осенило их; и се, глас, из облака глаголющий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались".

Ученики еще не прошли до конца пути верности Отцу и послушания Сыну, даже до смерти. Им еще не открылся "свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа". Но свет Царства показан, чтобы запомнили на всю жизнь, и особенно — когда увидят Господа распинаемым.

В искушениях и подвигах наступает зрелость души, и свет Преображения как бы прививается к ней, как бы становится ее собственным светом. И когда наступит День Господень, такая душа уже не ужаснется голосу Небесного Отца, но наоборот: этот голос сделает радость ее совершенной. Она вольется в сонмы небожителей, которые от переполняющего блаженства "ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет" (Откр. 4, 8).

Протоиерей Вячеслав Резников

© Православный Серпухов