На главную страницу
Июль 2006

Настоящее начало любви

8 июля — память святых князей Петра и Февронии Муромских

Лето — традиционный период свадеб. Теперь до первых заморозков будут мчаться по нашему городу украшенные машины, громким гудением возвещая всем о появлении новой семьи. Но почему-то немногие молодожены, выходя из Дворца бракосочетаний, идут во Дворец Царя Небесного, чтобы Божиим благословением укрепить начало семейного пути. Среди русских святых есть двоица, давно ставшая образцом христианского супружества, — это Петр и Феврония Муромские. Их чудесное житие много веков является жемчужиной русской словесности и изучается в школе. Жаль, что «проходя» этот сюжет, мы проходим мимо такого понятия как настоящая любовь.

Брак — чудо на земле. В мире, где все и вся идет вразброд, брак — место, где заканчивается рознь и начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг оказываются единством. Над этим каждому надо задуматься, потому что жить врозь мучительно, тяжело, но вместе с тем — легко и привычно. Расходятся вкусы, умственные и материальные интересы, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто-то живет для прибыли, кто-то для культуры, кто-то для борьбы за какой-то идеал, но я — самодовлеющая единица, мне хватает меня самого. На самом деле от этого получается распыление общества и человечества. В конечном итоге не остается ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми.

Любовь не только чувство — это состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда мы видим перед собой человека и прозреваем его глубины. Когда мы смотрим на него без желания обладать, без желания властвовать, или каким бы то ни было образом пользоваться его дарами или его личностью — только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась.

Верующий сказал бы: когда я вижу человека в свете чистой любви, то я вижу в нем образ Божий, икону. Это совсем не значит, что такая икона во всех отношениях прекрасна. Мы знаем, что порой случается с картиной великого мастера или произведением искусства — небрежность, обстоятельства, злоба — могут изуродовать самый прекрасный предмет. Но мы можем увидеть в нем либо испорченность, либо сохранившуюся красоту.

Это дело любви: посмотреть на человека и одновременно увидеть в нем его неотъемлемую красоту и ужаснуться тому, что жизнь совершила над ним. Любовь — это именно и есть крайнее, предельное страдание, боль о том, что человек несовершенен, и одновременно ликование о том, что он так изумительно, неповторимо прекрасен. Вот если так посмотреть на человека хоть один раз, можно его полюбить, вопреки всему, что бросается в глаза другим людям.

Чрезвычайно важно помнить, что любовь реалистична до конца, что она объемлет человека всецело и что она видит, она зряча, но вместо того, чтобы осуждать или отрекаться от человека, она плачет над изуродованностью, и готова жизнь положить на то, чтобы все болезненное, испорченное было исправлено и исцелено. Это то, что называется целомудренным отношением к человеку — настоящее начало любви.

Митрополит Антоний Сурожский

© Православный Серпухов