На главную страницу
Июнь 2006

Сперва аз да буки, а там и науки

Если среди красок языковой картины мира есть цвет небес, есть слова о Господе, и к Господу, то живет в душе человеческой нечто общее с ангелами. Когда же ни один звук языка человека не свидетельствует о Боге — общее у него только с животными, ведь язык имеется и у обезьян, и у ворон, и у муравьев, но этот язык не может быть языком богообщения.

Практически в каждой воскресной школе сейчас изучаются основы богослужебного языка нашей Церкви, языка, бывшего на протяжении более чем тысячи лет языком богообщения и Богопознания для русского человека. Обучение языку представляется очень важным не только для воцерковления человека, но и в целом для формирования личности ребенка. Ведь именно богатство и красота языка формируют, растят душу, а убожество, цинизм и низость речи — первое и главное свидетельство безнравственности человека. Иными словами, в картине языка каждой личности отражается ее внутренний мир.

Наши предки впитывали церковно-славянский язык буквально с молоком матери, нам же приходится предпринимать специальные шаги для того, чтобы во всей красоте и многогранной глубине своей перед нами открылись древние тексты. Все старинные методы обучения грамоте строились на чтении Псалтири и Часослова, не по азбукам и грамматикам читать привыкали, а буквально по богослужебным текстам. Младенца с рождения носили в храм на службы, и он впитывал, запоминал, выучивал за свои семь-восемь младенческих лет весь богослужебный круг на слух. А затем эти звучащие тексты родного ему языка, открывавшего Часослов и Псалтирь, совмещались в уме с их графическим изображением. И появлялся на Руси еще один православный грамотей и книгочей.

А сейчас родной для наших предков язык ежедневных молитвенных обращений к Творцу объявляется едва ли не препятствием для воцерковления неофитов. Но здесь, на пороге храма, как верно заметил один автор, точно выявляются намерения человека — "зашел" ли он сюда просто так, от праздного любопытства, или пришел в Церковь, имея твердое намерение найти свою дорогу к Богу. Если верно последнее, то никакая мнимая непонятность звучащего в православном храме языка не может стать препятствием для вхождения человека в Церковь, ибо он никогда не воспринимался нашими предками, как что-то чуждое. Русский человек владел единым языком, просто для разговора с князем, царем, соседом, другом или врагом он употреблял одни слова, более приземленные, а для беседы с Богом — иные, более высокие слова этого же языка. Церковнославянский не был языком разговорным, это позволило сохранить его как чистый источник, где каждое слово устремлено в Горний мир, в нем вообще нет бранных, черных слов, которые грязным потоком льются на нас сейчас с экранов TV и страниц газет.

Преподаватели воскресных школ Серпуховского благочиния решили в этом году отметить праздник славянской письменности и культуры в храме Михаила Архангела г. Пущино. Проведение праздника планировалось целиком на улице — площадке перед храмом и в березовой роще, окружающей храм. Поэтому понятным оказалось и волнение устроителей, ибо синоптики были неумолимы — на все ближайшие дни дожди и похолодание. Однако чистая детская молитва оказалась сильнее всяких прогнозов — лишь дважды небольшой грибной дождик за четыре часа потревожил нас. Праздник удался на славу!

Вначале серпуховским духовенством во главе с благочинным протоиереем Владимиром Андреевым был отслужен молебен, на котором состоялось награждение выпускников воскресных школ этого года. После этого пять команд из воскресных школ благочиния и Православной гимназии во имя преподобного Варлаама Серпуховского превратились на время в путешественников, задачей которых было поздравление Ее Величества Славянской Азбуки с днем рождения. Отважным путешественникам пришлось "пройти" через несколько государств — Буквенное королевство, Княжество Фонетики, Графство Цифирь, Словесное Царство Морфологии и даже перевалить через горный хребет Надстрочных Знаков. В пути их встречали не только "местные жители", задававшие о себе загадки, но и совершенно "неизвестно" откуда появившаяся шайка местных разбойников, промышлявших похищением и продажей чужих знаний. Они были основным препятствием для путешественников, ибо постоянно пытались помешать им дойти до Грамотеевой горы, где живет Славянская Азбука. При том козни разбойников были совсем непростыми, а интеллектуальными, и всякий раз правильно ответив на все задания, участники праздника могли двигаться дальше. Неплохая подготовка и главное — дружба команд и готовность проявить взаимовыручку (ибо многие задания были рассчитаны на совместное разрешение) оказались серьезным оружием в руках путешественников. Невзирая ни на какие сложности, они сумели поздравить Славянскую Азбуку с днем рождения и порадовать ее своими знаниями церковнославянского языка. В пути уставших участников не раз радовали музыкальные "привалы" — концертные номера, которые подготовили хозяева праздника — ученики Пущинской воскресной школы "Вертоград". В качестве подарка Славянской Азбуке гости преподнесли свои песни, а затем всех порадовало профессиональное выступление Пущинского народного хора, завершившееся большим, ярким хороводом. Однако и это был не конец — наш храм, расположенный на берегу красавицы Оки, окружен настоящим белоствольным березовым хороводом. Здесь были приготовлены два костра, вокруг которых уставшие путешественники и еще более уставшие устроители праздника смогли подкрепить свои силы дружеской трапезой, поближе познакомиться, пообщаться и больше узнать друг о друге. Встреча завершилась запоминающимся праздничным фейерверком.

Ольга Свирепова

© Православный Серпухов