На главную страницу
Июнь 2006

Свобода во Христе

В праздник Святой Троицы нам еще раз дается возможность призвать Святого Духа словами молитвы: "Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша", ведь именно спасение души и приобретение благодати Святого Духа есть истинная цель нашей земной жизни.

Мы очень любим говорить слово "свобода", подразумевая при этом не свободу от греха, а вседозволенность и беспредел во всех проявлениях. Никто из богатых и сильных мира сего, вроде бы имеющих эту "свободу", не может сказать, что они в ней счастливы, временами чувствуя пустоту, оставленность, потерю смысла жизни. Только верующие люди знают о данной им возможности истинной свободы во Христе. Да, мы грешные не всегда ей пользуемся, предпочитая жить в собственных страстях, но, иногда вдруг попадая в объятия Божии, раскрытые нам еще на Кресте, мы чувствуем себя, как малыши у мамы на руках.
Когда в день Святой Пятидесятницы Господь посылает Своего Духа на апостолов, на Церковь, в мир весь, Он посылает Его нам как бы двояко. С одной стороны, мы — как живое, трепетное, измученное и изъязвленное за тысячелетия Тело Христово, носящее, по слову апостола Павла, на себе раны Спасителя. Из столетия в столетие Церковь призвана быть Телом Христовым, ломимым во спасение человечества, и мы как Церковь, приобщены дару Святого Духа.

Но Дух Святой сходит на нас не только потому, что мы уже, непостижимым образом, соединены со Христом, а потому также, что мы немощны, мы бессильны, мы греховны и только сила Божия, совершающаяся в немощи человеческой, может нас спасти. Поэтому к празднику, который грядет, мы должны готовиться особенным образом: мы должны прийти в немощи нашей, но со всей открытостью, со всей тоской по Богу, со всем голодом и со всей жаждой нашей о том, чтобы пришел Господь, чтобы ожила душа наша, чтобы изменилась жизнь наша.

Проведем время до праздника вдумчиво, чтобы, когда мы вместе будем петь Духу Святому призывную молитву: Прииди и вселися в ны! — это была не очередная молитва, а завершение всей нашей тоски по Богу, всей любви нашей к Богу и чтобы немощь наша открылась Ему, как душа может открыться любви и радости.

И тогда, как бы ни были мы греховны и немощны, мы сможем воспринять вновь и по-новому большую меру благодати, которая делает нас более близкими и более своими Богу — Тому Богу, Который вошел во славу на небеса с плотью, изъязвленной грехом нашим, неисцелевшей, потому что грех наш еще пребывает на земле.

Как дивен наш Бог! С какой благодарностью мы можем о Нем думать! Мы, полуверки, мы, живущие так плохо, Им любимы. Он в нас верит, на все надеется и силой Своей все нам может дать, если только мы дадим Ему право, власть над нами, простор действовать свободно. Будем же готовиться благоговейно к приходу Духа Святого на нас. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

© Православный Серпухов