Кто отвалит нам камень от гроба?
В пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя церковь, останавливается у запертых ее дверей, наступает последняя минута молчания перед взрывом пасхальной радости. В нашем сердце сознательно или бессознательно возникает вопрос, который был в сердце женщин, пришедших рано утром, "едва воссиявшу солнцу", ко гробу Христа. Вопрос этот: "Кто отвалит нам камень от гроба?" Совершится ли еще раз это чудо? Наполнит ли нас еще раз эта ничем не объяснимая, ни от чего в мире не зависящая радость, которая всю ночь и еще столько дней будет звучать в пасхальном приветствии: Христос воскресе! Воистину воскресе!
Минута эта всегда приходит. Двери открываются. Мы входим в залитый светом храм. Мы вступаем в ликующую пасхальную заутреню. Но где-то в душе вопрос остается. Что все это значит? Что значит праздновать Пасху в этом мире, наполненном страданием, ненавистью, мелочностью, войнами. Что значит петь "смертию смерть поправ", когда смерть остается единственной абсолютной земной достоверностью...
Неужели же ликование Пасхи, — только минутный уход от реальности, возможность некоего духовного опьянения, после которого наступает серая действительность, гонка к смерти и к небытию? Ведь нам давно уже твердят, что религия — это самообман, это опиум, это выдумка, помогающая человеку в его трудной судьбе, это мираж, который все время рассеивается. И не более ли мужественно, отказаться человеку от этого миража и лицом к лицу встретиться с простой и трезвой действительностью?
Что ответить на все это? Пожалуй, первый приблизительный ответ будет таким: не может быть, чтобы все это было просто выдумкой! Не может быть, чтобы столько веры, столько радости, столько света — вот уже две тысячи лет — было бы только бегством от действительности. В живом и личном опыте я нахожу то, отчего тают сомнения и вопросы. Что же это за опыт? Я не могу его иначе описать и определить, как опыт живого Христа, сама вера моя родилась из этого опыта.
Как и когда родилась она? Не знаю, не помню. Только всякий раз, открывая Евангелие и читая о Нем, я мысленно говорю то, что сказали посланные фарисеями, чтобы арестовать Христа, и вернувшиеся, не арестовав Его. Они сказали: "Никогда не говорил человек так, как этот говорит!". Я знаю, что учение Христа живо, и нет ничего в мире, что можно было бы сравнить с ним. Я знаю, что в жизни меня никогда не оставляет внутреннее сознание, что Христос со мной. "Не оставлю вас сиротами, приду к вам". И вот приходит и дает чувствовать Себя. В молитве, в трепете души, в непонятной, но такой живой радости, в таинственном, но несомненном присутствии Его в храме во время богослужения.
Христианство есть не что иное, как новое и новое переживание веры — ее воплощение в обрядах, словах, в звуках, в красках. Неверующему она действительно может показаться миражом. Он слышит только слова, видит только непонятные церемонии. И объясняет их извне. Но для верующих все светится изнутри, ибо Пасха — это не воспоминание о событии прошлого. Это — реальная встреча, в радости и счастье, с Тем, в Ком наше сердце давно узнало и встретило жизнь и свет всякого света.
Пасхальная ночь — это свидетельство о том, что Христос жив и с нами, и мы живы с Ним. Вся она — призыв увидеть в мире зарю таинственного дня Царства света. "Днесь весна благоухает, — поет Церковь, — и новая тварь ликует…". Она ликует в вере, в любви и в надежде. "Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Христос воскресе!
Протопресвитер Александр Шмеман
Из книги "Воскресные беседы". |