На главную страницу
Апрель 2006

Иконография пасхального цикла

Древнейшим изображением Воскресения Христова является икона "Сошествие во ад". Спаситель только что спустился в преисподнюю, сокрушенные Им врата ада — у Его ног. О них издавна известно как о вратах смерти, за которыми нет света, нет выхода, нет памяти о Боге. Это место мрачной богооставленности, о которой Давид говорил: "Во аде же кто исповестся Тебе?" (Пс 6, 6).

Но врата смерти повержены Спасителем. Открылся доступ к Свету и жизни во Христе. Потому в пасхальном каноне так ликующе звучит: "Снисшел еси в преисподняя земли".

Господь изображен на иконе как Светодавец в окружении священного сияния, называемого мандорлой. Оно имеет форму либо окружности, либо миндалевидного овала. Если мандорла круглая, она воспринимается как образ Солнца Правды ("Слава Божия"). Если же мандорла — миндалевидная, этим усиливается динамизм происходящего: "Днесь ад, стеня вопиет". Врата его разрушаются нисходящим Божественным Светом.

Одежды Христа будто из золотой нити, лишены земной объемности и тяжеловесности. За этим образом — духовность тела Воскресшего Спасителя и открытая для нас истина: "плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия", и "тление не наследует нетления" (1 Кор. 15, 50). Именно поэтому тела находящихся во аде тяжелы и темны. Они еще причастны ко греху, и потому становятся телами мрака и частью мрака. Лишь свет Воскресения, по учению преподобного Макария Египетского, преображает душу и тело человека. Для просветления Церковь зовет: "Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресение Христа блистающася".

Духовный смысл события Воскресения Христова непостижимо глубок, и его нельзя выразить однозначно. Этим объясняется множество иконографических вариаций темы. Иногда, например, ад представляется в виде чудовища или человеческой фигуры в цепях. Это "князь мира сего", скованный духовной силой Спасителя.

Однако сколько бы ни было вариантов иконы "Сошествие во ад", каждый из них обязательно соответствует церковному канону. Он возник из живого опыта Церкви, стал плодом соборного постижения Воскресения. Глядя на икону, мы понимаем, что именно этот сюжет наиболее ярко свидетельствует о победе Иисуса Христа над мраком греха и бездной отчаяния.

Свет воссиял во тьме — Христос Воскрес!

Другой часто встречающийся образ — "Явление Воскресшего Христа женам-мироносицам". На иконе кроме Спасителя, стоящего во "славе" у гроба, — ангелы и женщины (жены): Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломея, Сусанна и другие. Они пришли рано утром ко гробу с благовониями, чтобы завершить погребальный обряд над Господом. Композиция иконы может включать ряд деталей, например, спящих или поверженных ниц воинов, поставленных сторожить могилу Христа; пустую гробницу с сидящим в ней ангелом, оставленные белые погребальные пелены Христа. В руке Воскресшего Христа может находиться хоругвь, крест или пальмовая ветвь.

К воскресному циклу относится и икона "Уверение Фомы". Сюжет иконы восходит к тексту Евангелия от Иоанна, повествующему о явлении Христа ученикам и уверении Фомы, дотронувшегося до ран Спасителя и тем самым уверовавшего в истинность Его воскресения.

Из материалов православных сайтов сети Интернет

© Православный Серпухов