На главную страницу
Март 2006

Молодым о посте

Сегодня все больше молодежи интересуются Православием, желая попробовать свои молодые силы в исполнении заповедей, постов и других установлений церковных. Игумен Сергий (Рыбко) один из немногих священнослужителей, кто приходит к молодым на рок-концерты и разговаривает о том, как рок в свое время (в 70-е годы) привел его к Православию. С 2003 года игумен Сергий ведет диалог с поклонниками группы "Алиса" на сайте http://www.spb-army.narod.ru/faq.htm. С трудом выкраивая время, батюшка старается ответить на все вопросы: серьезные, второстепенные и каверзные.

Для чего в Церкви нужны различные обряды, то есть внешнее проявление религиозности?

В Церкви все основано на доброй воле, и духовное делание (так в Церкви принято называть проявление религиозности, заключающееся в посте, молитве и милостыне) творят также добровольно. Верующий человек хочет, чтобы в нем реально происходили духовные перемены, и ради этого исполняет христианские заповеди.

Одна из заповедей — о посте, во время которого человек ограничивает свою телесную природу. Исключается, прежде всего, пища животного происхождения как особо калорийная: мясо, молоко, яйца и все содержащие их продукты, а в Великий пост запрещается и рыба, необходимым становится воздержание и в супружеской жизни. Ограничение себя в еде, отказ от различных удовольствий — только один из маленьких шажков, прорывов в духовный мир, дающий человеку ощущение непривычной легкости внутри.

Почему некоторые верующие люди боятся поста, даже если ни разу не пытались отказаться от привычной пищи?

Это происходит от незнания того, что Церковь снисходительно относится к слабостям и немощам верующих. Для болящих, и для новоначальных делаются различные послабления, на которые берется благословение священника. Следует знать также и то, что пост в меру — это пост, а пост чрезмерный из орудия против врага превращается в орудие бесовское. Когда новоначальный или неразумный верующий постится свыше сил, самочинно, по гордости (по словам прп. Варсонофия Великого все, что свыше сил, делается по гордости), то помощи от Господа он уже не получает. Он теряет силы, становится безвольным, им начинает управлять дьявол. Человек же, постящийся с рассуждением, по Богу, получает благодатные силы.

Бояться поста не следут. Я впервые постился в восемнадцать лет, Великим постом. Решил, что раз так надо — попробую, буду есть не сосиски, как раньше, а соленые огурцы с картошкой. Наступила Пасха. Всего накупил, сейчас, думаю, разговеюсь. Но пришел из храма — ничего не хочется, а только огурчика с картошкой, даже странным показалось. С того времени я соблюдаю все посты, и меня это никогда не тяготит.

Когда верующий молодой человек, живущий с неверующими родителями, хочет поститься, часто возникает конфронтация. Как ее избежать?

К сожалению, так бывает, хотя может показаться странным, что вопрос: съел утром ребенок сосиску или не съел, выпил кофе с молоком или без молока — вдруг становится жизненно важным. В этом вопросе стоит проявить принципиальность. Во время своего первого поста я сказал маме, что, будучи человеком взрослым, сам отвечаю за свои поступки, и она отказалась готовить мне еду. Я взял три рубля, пошел на рынок и купил себе картошки, капусты, кабачковой икры. На эти деньги я постился две недели — килограмм картошки стоил тогда десять копеек. Придя из храма, готовил постный обед. Когда подошел второй пост, мама сжалилась, стала мне готовить отдельно. Например, варит суп — отливает мне, пока не положила туда что-то скоромное. Мне поститься очень понравилось.

Расскажите про другие добродетели: милостыню и молитву.

Милостыня — это самая разнообразная помощь любому человеку, оказавшемуся рядом, даже совсем незнакомому. Помощь бескорыстная, не из меркантильных соображений, а просто потому, что человек попал в беду. Это и есть милостыня в широком понимании.

Молитва — обращение к Богу и святым. Наиболее полноценной считается молитва в храме во время церковного богослужения. Один святой сказал, что лучше пять раз в храме сказать "Господи, помилуй", чем положить дома тысячу поклонов. Но необходимо молиться и дома. Христианин начинает утро с молитвы, как бы испрашивая у Бога благословение на весь день, вечером читает молитвы на сон грядущим. Ежедневные молитвы очень красивы, глубоки и поэтичны. Как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, читая одну и ту же молитву со вниманием, каждый раз находишь в ней что-то новое. Верующий человек часто обращается к Богу за помощью и в течение дня, он не расстается с православным молитвословом, с акафистами любимым святым.
Есть такой вид молитвы, как молитва непрестанная. Эта непрерывная молитва возвращает к Богу наш ум, всегда чем-то занятый и пребывающий в рассеянности. Такая молитва не мешает людям заниматься другими делами: водить машину, работать на компьютере и так далее.

Существует молитва Иисусова, которую верующий творит про себя: "Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешного" или кратко: "Господи, помилуй". Человек, молящийся так, со временем ощущает в душе, в сердце присутствие иного, радостного мира.

Игумен Сергий (Рыбко)
Из книги "Молодым сердцам Русской Земли"

© Православный Серпухов