На главную страницу
Март 2006

Школа духовного воспитания

10 февраля в средней школе № 16 состоялась защита программы развития "Адаптивная школа духовно-нравственного воспитания". В семинаре принимали участие главные специалисты комитета по образованию, методисты учебно-методического центра, директора школ, учреждений дополнительного образования, социально-культурных центров города. Представители Серпуховского благочиния побывали на открытом уроке по основам православной культуры, который проводила заместитель директора по научно-методической работе Надежда Ильинична Хавторина.

Урок был посвящен грядущему двунадесятому празднику Сретения Господня. Учащиеся узнали о праздничном событии из чтения текста Нового Завета. Для объяснения смысла праздника были использованы звуковые и видеофрагменты. Ребята активно участвовали в работе, был виден интерес в их глазах. Одна из учениц рассказала о том, что изображено на праздничной иконе. Другая девочка подготовила сообщение о художественных отличиях икон праздника Сретения в традициях разных иконописных школ. В завершение, дети спели несколько духовных песнопений. Затем был проведен довольно сложный тест на знание основных лиц и событий праздника, который показал хороший уровень ответов, а значит, и внимания на уроке.

Урок проводился в специально оборудованном классе, интерьер которого посвящен святыням Серпуховской земли. Иконы и изображения храмов, серпуховские новомученики и исторические деятели, библиотека духовной литературы и видеоматериалы помогли учащимся проникнуться атмосферой славной истории родного края и православных истоков русской духовности.

Одним из самых важных компонентов новой программы развития является проведение тематических классных часов по духовно-нравственному воспитанию, они проводятся еженедельно во всех классах, и затрагивают тему святынь Серпухова. В связи с этим классные руководители стараются теснее общаться с духовенством благочиния, чтобы полноценно владеть информацией, и суметь грамотно донести ее до своих учеников.

Во время обсуждения открытого урока Надежда Ильинична отметила, что у детей, которые посещали факультатив по основам православной культуры весь прошлый год, начинает формироваться интерес к истории родного края и России в целом, литературе, живописи, музыке — повышается общий уровень культуры, улучшается успеваемость и прилежание. Учащимся становится многое понятно и в общеевропейской культуре, также имеющей христианские корни.

"Прививать детям стремление к добру и верности, самоотверженности и бескорыстию, милосердию и состраданию вместе с семьей должна школа. Выступая за введение школьного предмета "Основы православной культуры", который является не религиозной, а культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации.

Иногда слышатся призывы ввести в школьную программу "историю мировых религий", "религиоведение" или иные подобные предметы, предлагаемые в качестве альтернативы православной культуре. Речь идет о сугубо информативных знаниях, которые не смогут посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений. Убежден, что такой набор информации не разрешит главной проблемы: острой нужды в нравственной мотивации поступков. Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину, — мало знать сухие исторические факты. Для этого нужно иметь твердые преставления о добре и зле, грехе и добродетели. Нужно помнить о высшей ответственности перед Богом и людьми". (Из выступления Святейшего Патриарха Алексия II на Рождественских чтениях).

Священник Павел Колосов

© Православный Серпухов