На главную страницу
Март 2006

Свет церковной свечи

Очень часто люди, приходящие в храм и желающие поставить свечу, сталкиваются с многочисленными суевериями по этому поводу. Одни "сведущие" говорят, что не надо передавать свечу через левое плечо, другие, что нельзя на свечу дуть, а гасить только пальцами, что нельзя зажигать свечу от близ горящей лампады и другие многочисленные "нельзя". Некоторые приходят в храм с таинственным видом и просят определенное количество свечей "на вынос", не говоря о том, что им так повелела какая-нибудь "бабка", к которой они обратились за помощью в решении своих житейских проблем. Многие покупают свечи на рынке, забывая, что свечи — жертва Богу и Его храму, в который вы пойдете молиться. Такая дремучесть со стороны людей поразила наших священников до того, что они обратились в редакцию с просьбой напечатать статью о церковной свече.

Историческая справка

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях он возник. Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами — одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25,31-37).

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность священнослужения, зажигались вечером пред Господом, чтобы гореть всю ночь (Исх. 30, 8), и служили символом водительства Божия. "Ты, Господи, светильник мой", — восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). "Слово Твое — светильник ноге моей", — говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105). Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: "В горнице, где мы собрались, было довольно светильников " (Деян. XX, 8).

В первые века христианства при Богослужении всегда возжигали свечи. С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, — и главной причине, освещение имело духовное значение. "Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, — говорил учитель Церкви Тертуллиан, — но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, — литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — свет несотворенный, без которого мы и среди полудня блуждали бы во тьме".

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду — и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Церковь Христову прекратились гонения, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Духовный смысл

Возжигание свечей в храме — это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб. В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах,— освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, — как например, в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, — церковь выражает свое торжество большим светом.

Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил значение возжигания свечей и лампад: "Я имею много особ, которые приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, то поминаю их и ставлю все эти свечи в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: "Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады)". А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: "Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в нощи: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть".

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего — предмет почтения, она предназначена служить жертвой Богу. И нигде не говорится, через какое плечо передавать свечу, как гасить, какое определенное количество зажигать. Только молитвенное устремление сердца к Всевышнему, Божией Матери и святым угодникам должно прилагаться к возжиганию церковной свечи.

Составлено по материалам сети Интернет

© Православный Серпухов