На главную страницу
Март 2006

Время возвращения

Время Великого Поста — это время радости и возвращения домой, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить со всем простором, глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

На протяжении всей жизни в нас идет нескончаемый диалог. Вспомним притчу, где Христос говорит: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним. Некоторые духовные писатели видели в сопернике не дьявола, с которым никакого примирения и соглашения быть не может, а нашу совесть, которая всю жизнь сопутствует нам и ни на минуту не оставляет нас в покое. Она как бы ведет с нами непрерывный диалог, все время препирается с нами, и мы должны примириться с ней. Иначе придет время, когда мы предстанем перед Судьей, и тогда этот соперник выступит против нас обвинителем, и мы будем осуждены. Так что пока мы на пути, суд происходит в нас все время. Это спор между нашими мыслями, поступками и нашей совестью, которая, словно судья, стоит перед нами, и перед которой мы стоим, как перед судьей.

На нашем пути мы очень часто идем во тьме, и тьма эта является результатом помрачения нашего ума и сердца, и только когда Сам Господь прольет Свой свет в нашу душу, мы можем вдруг увидеть, что в ней дурно и что правильно. Есть замечательное место в писаниях отца Иоанна Кронштадского, где он говорит, что Бог не раскрывает нам уродство нашей души, пока не обнаружит в нас достаточно веры и надежды, чтобы мы не были сломлены зрелищем собственных грехов. Иными словами, когда мы прозреваем все, что в нас есть темное, когда это знание растет и мы все больше понимаем себя в свете Божьего суда, это означает две вещи: что мы с горечью открываем собственное уродство, но также и то, что мы можем радоваться, потому что Бог одарил нас Своим доверием.

Бог даровал нам новое знание нас самих такими, какие мы есть, какими он всегда видел нас и какими, порой, не позволял нам увидеть себя, потому что мы не вынесли бы этого видения правды. И здесь снова суд оборачивается радостью, потому что, хотя мы и открываем то, что дурно, это открытие означает, что Бог увидел в нас достаточно веры, достаточно надежды и достаточно силы духа, чтобы позволить нам прозреть, потому что Он знает, что теперь мы в силах действовать. Все это важно, если мы хотим понять, что радость и духовный подвиг неотделимы друг от друга. Иначе постоянное и настойчивое усилие Церкви, слова Божиего открыть нам, что в нас дурно, может привести к отчаянию и омрачению ума и души. Если мы станем чересчур подавленными и падем духом, мы не в состоянии будем встретить Воскресение Христово с радостью, потому что тогда нам покажется, что оно не имеет к нам никакого отношения. Мы во тьме, а Христос — свет, но мы должны выйти из тьмы в Божие дело спасения.

Мы последуем тропой, проторенной веками христианских паломничеств, вехами на пути наших размышлений послужат отрывки Евангелия. К концу нашего путешествия мы должны забыть себя и обрести превосходящее нас видение: оно-то и есть путь к полному доверию, которое подведет нас к истинному повороту к Богу, к началу новых личных взаимоотношений с Ним, к возвращению домой.

Митрополит Антоний Сурожский

© Православный Серпухов