На главную страницу
Февраль 2006

Существует ли демоническая реальность?

В религиозном мировоззрении простого человека для диавола нет места: это понятие, по его мнению, принадлежит темному Средневековью и характерно для низкого интеллектуального уровня. Для нас имеет огромное значение то, что у Церкви всегда был опыт, подтверждающий наличие демонических сил. Некоторые философы и богословы, пытались объяснить существование зла, как некое отсутствие добра. Однако такое понимание зла чуждо духу Библии и опыту Церкви. Наоборот, зло — это именно присутствие чего-то темного, но вполне реального. Ощущение зла как иррациональной силы, которая овладевает нами и направляет нас, согласуется с опытом Церкви и знакомо всякому, кто пытался, хотя бы понемногу противоборствовать своей греховной природе, вести более духовную жизнь.

Как не может быть любви без любящего, так и не может быть ненависти без того, кто ненавидит. Должен существовать личностный мир тех, кто выбрал ненависть к Богу. Ответ Церкви по этому поводу прячется в символах и образах, говорящих о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. Кто бы он ни был, сатана принадлежит к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершенен, мудр и силен, чтобы знать Бога и не подчиниться Ему.

Конечно, эти скудные слова далеко не соответствуют той страшной тайне, которую они пытаются выразить. Ибо мы ничего не знаем о той первоначальной катастрофе в духовном мире — о ненависти к Богу, порожденной гордыней, и о возникновении чуждой и злой реальности, которая не была создана Богом. Но нам нужно не объяснять зло, а противостоять ему и бороться с ним. Так поступил со злом Господь. Он послал Сына Своего Единородного, чтобы Он был распят всеми силами зла и тем самым сокрушил их Своей любовью, верой и послушанием.

По этому пути должны следовать и мы. В то самое мгновение, когда мы примем решение идти за Христом, мы неминуемо встретим на этом пути сатану. В крещальном чине, который есть акт освобождения и победы, прежде всего, совершается изгнание нечистых духов (или запрещение сатаны). В момент, когда рука священника касается головы чада Божия и осеняет ее знаком Христа, сатана оказывается тут же, чтобы защитить украденное им у Бога и объявленное им своей собственностью. Мы можем не видеть его, но Церковь знает, что он здесь. Мы можем не ощущать ничего, кроме теплой семейной атмосферы, но Церковь знает, что сейчас развернется смертельная битва, высшей ставкой в которой являются не толкования и теории, а вечная жизнь или вечная смерть. Ибо, хотим мы этого или нет, знаем мы это или нет, но мы все вовлечены в духовную войну, которая ведется от самого сотворения мира. Разумеется, Господь одержал решительную победу, но сатана еще не сдался. Напротив, согласно Писанию, именно смертельно раненный и поверженный, он готовит последнюю и самую кровавую битву. Он ничего не может сделать против Христа, но он может многое совершить против нас. Поэтому запрещение сатаны есть только начало борьбы, которая составляет первую существенную сторону христианской жизни.

Запрещает тебе, диаволе, Господь пришедый в мир, и вселивыйся в человецех, да разрушит твое мучительство, и человеки измет... отиди во свой тартар, даже до уготованного великого дне судного... убойся Бога, седящаго на херувимех... изыди и отступи от запечатанного новоизбранного воина Христа Бога нашего. (Слова заклинательной молитвы из чинопоследования Таинства Крещения).

Протоиерей Александр Шмеман
Из книги "Водою и Духом"

© Православный Серпухов