На главную страницу
Февраль 2006

"Устарела" ли воскресная школа?

После проведения в нашем городе больших православных праздников, например Рождества Христова, в воскресные школы начинают приходить новые дети. Но не так просто их удержать в ограде храма, так как они жаждут развлечений, хорошей компании для проведения досуга, а не очередных уроков. Среди педагогов воскресных школ давно витает идея православного досугового центра для детей и подростков, с православно ориентированным детским садом, театральной студией, отделениями вокала, танцев, и всего, что может из этого вытекать. Чиновники, работающие в администрации, говорят, что был бы запрос от населения — можно было бы решить эту проблему. Но запросов от населения пока не поступало, и делом православно ориентированного досуга в городе занимаются только воскресные школы при храмах.

Как воцерковить ребенка?

Занимаясь с самыми разными детьми, мы всегда ставим конечной целью их воцерковление. Кто-то из тех, кто прежде ничего не знал о храме, начинают приобщаться к церковной жизни, иногда вместе с родителями, с родными. Но в последние несколько лет ситуация изменилась, причем не в лучшую сторону. Сами дети стали иными, не скажу, "хуже" или "лучше" — просто это совсем другие дети, чем были, допустим, 5 лет назад. С ними стало намного труднее.

Если раньше дети хорошо воспринимали обращенное к ним слово, то сейчас беседа им совсем неинтересна, новое поколение воскресных школ не воспринимает почти никакой словесной информации. И даже театр они воспринимают с трудом — стали слишком моторными, неусидчивыми. Игра, кино, паломничество, поход, футбол — пожалуйста! А что касается воцерковления — дело идет тяжело. Если раньше почти все дети, занимающиеся в кружках, приходили в храм, участвовали в службе, пели, сейчас такого уже нет. Если раньше мы стремились добиться какого-то достаточно быстрого результата, то сейчас стремимся только к тому, чтобы дети не разбежались. И я знаю, что эти проблемы не только у меня — во многих храмах подобная ситуация.

Кризис ли это воскресных школ, о котором сейчас начинают говорить? Думаю, что нет. Люди делают все, что могут. Дает ли тут плоды дурная телестихия, в которой это поколение живет почти от рождения? Сказывается ли резко выросшая в последние 5 лет школьная нагрузка, после которой ребенок не в состоянии воспринять ничего другого? Влияет ли тот факт, что родители еще меньше стали заниматься детьми, с утра до ночи зарабатывая деньги? Наверное, все это объективно есть.

"Лубочное" Православие

Мы делаем все новые и новые попытки найти общий язык с такими детьми, которые "заглядывают" в воскресную школу на год-другой, а потом исчезают. Очень сложно пробудить у них настоящий интерес к Церкви. Подросткам кажется, что вся жизнь вокруг них искрится — компьютер, фильмы, яркие ощущения. Прорыв в мир! И все это в известной степени затмевает интерес к Церкви. Очень много, кстати, делают чиновники, чтобы люди воспринимали Православие только как "русскую традицию": поставить свечку, прийти в храм на праздник, обязательно кулич освятить на Пасху. Такое облегченное, лубочное "православие". И учителя тоже все силы прикладывают, чтобы все это осталось лишь "традицией". Мол, традиция — это очень хорошо. Но ни в коем случае не углубляться дальше!

Еще один болезненный момент: иногда преподавание православной культуры без воцерковления ребенка дает неожиданный эффект — дети уже "все знают" о Православии и к Церкви больше не возвращаются, для них это как бы "пройденный этап".

Будет ли дальше еще хуже? Не знаю. Думаю, мы не должны опускать руки, а должны суметь делать что-то реальное и в такой ситуации. Наше дело — сеять в детских душах и надеяться, что со временем хоть что-то прорастет в их сердцах. А дальше — дело Промысла Божьего.

Как заинтересовать нецерковных детей?

Очень важно понять — поднять подростков от субкультуры на вершину православного богослужения сразу невозможно. А об этом очень мало кто сейчас думает. Считают, что как только ребенок, наслушавшийся современных ритмов, придет в храм, то сразу начнет молиться, в одночасье изменится. Те, кто так думают, ошибаются. Ведь у детей, чей вкус неразвит или искалечен, сначала надо поднять уровень культуры. Нам-то было проще: когда мы в 70-е и 80-е годы приходили в храм, то у нас был багаж Окуджавы, Визбора, был опыт нравственных песен. Эта культура сейчас забыта. И мы пытаемся ее возродить, как и народные песни.

Было время — сначала я боялся вести ребят в консерваторию на увертюру Чайковского "1812 год": все-таки классика, а у нас были дети и из детского дома, особенно мальчики — как они высидят 3 часа концерта? Оказалось, сидели, как вкопанные! Я был потрясен гораздо больше их. А когда вышли из концертного зала, они задали вопрос:
— Батюшка, а когда мы еще поедем в консерваторию?

Такое колоссальное впечатление произвела живая музыка. Потому детям очень важно с детства слушать настоящую, живую музыку, видеть музыкантов. Потому и Макарий Оптинский очень большое значение придавал музыке, особенно классической. На каком-то этапе хорошая классическая музыка очищает. Это ступенька для духовного возрастания. Дети, лишенные всякого музыкального воспитания, грубеют душой...

Чего нужно избегать при воцерковлении подростков?

Избегать нужно прежде всего штампов. Надо искать пути к каждой душе. Если мы хотим привлечь мальчиков, то с ними нужно заниматься спортом. Немногие мальчики будут петь хором, особенно в период, когда ломается голос, да и не все будут алтарниками — у меня в алтаре просто места не найдется для всех. А без реального, живого дела ребенок просто уйдет из храма.

Кроме того, нельзя, например, заставлять детей молиться насильно — даже своих детей. Я раньше заставлял, но чувствовал, что молитва идет с большим трудом: дети сопротивлялись, кривлялись на молитве, шумели — делали все что угодно, но только не молились. Потом наступил такой момент, когда я понял, что так дело не пойдет — и перестал "давить" на них, просто усилил свою молитву. И дело пошло. Теперь они сами и правило, и Евангелие читают, но уже без меня, самостоятельно. Нельзя ИЗВНЕ ничего навязывать — это вызывает отторжение. Нужно так воспитать ребенка, чтобы он сам, внутри себя понимал, что такое хорошо, а что такое плохо. Это и есть христианство, когда человек, даже ребенок Заповеди Божии носит в сердце. Чему мы, собственно говоря, призваны научить.

Протоиерей Игорь Лепешинский

© Православный Серпухов