На главную страницу
Февраль 2006

Свобода Встречи

15 февраля — праздник Сретения Господня

Человек был создан Богом по Своему образу и подобию: свобода выбора и творческие способности отличают нас от животных, наличие плоти говорит о том, что мы — не ангелы. Люди — особенные, каждый человек, из рода детей Адамовых — венец творения. Бог к каждому человеку имеет индивидуальный личностный подход, "стою и стучу", и только дело свободы человека — открыть и впустить Бога в дом своего сердца, наполнить жизнь смыслом главной Встречи.

"Познаете истину, истина сделает вас свободными", — говорит Евангелие от Иоанна. Это не значит: познайте какие-нибудь богословские, догматические истины, во множественном числе. Истина — единственное, что есть на самом деле. Истинен только Бог, истинен только Христос, в Нем полнота человечества явлена нам как предельная, полная, победоносная реальность. И мы можем искать в себе то, что принадлежит истине, представляет Божий образ во мне, и всеми силами стремиться это осуществить.

Что же другое можно искать? Как понять свободу уже не как предельное достижение, к которому мы устремлены, а как путь? Кто из нас не знает на опыте современности, что человек извне ничем не порабощенный, может стать рабом своих страхов, рабом наркотиков, курения, питья — рабом всех своих страстей. Поэтому, человек, рожденный с правом на свободу, не всегда способен этой свободой обладать. Надо научиться властвовать над собой, чтобы не дать никаким страстям быть принудительной силой. На этом основано все воспитание ребенка, человека вообще: надо победить в себе то, что может превратить нас в рабов.

Перед нами образ Христа, можем вслушиваться в Его слова, становиться Его учеником. Ученик Христа это не человек, который из-под палки исполняет те или другие Его заповеди, который прислушивается как бы к приказам и исполняет то или другое только ради того, чтобы избежать наказания или заслужить награду. Нет, ученик — тот, кто нашел себе учителя, то есть человека, в котором он видит то, чем сам хочет стать, воспринимать его как образ своего собственного возможного совершенства.

На санскритском языке корень, который дал английское и немецкое слово "свобода", означает "любить" и "быть любимым". И тут можно дивиться, какое изумительное прозрение было у людей в глубокой древности. Они увидели свободу как предельное проявление взаимной любви, которая стремится к тому, чтобы другой вырос в полную меру своего бытия, стремится никаким образом не ограничить и не изуродовать этот рост. Быть самим собой, значит вырасти в такую меру, что во мне не осталось ничего, кроме любви, которую я даю, и простора души, позволяющего принимать проявления любви.

Но свобода легко может стать произволом, и перейти в порабощение другого человека. И тут требуется такое воспитание душ, которое может дать только Церковь. Не Церковь как организация, как богослужение, на которое можно пойти и "выстаивать". Церковь может дать человеческой свободе измерение крестной любви, которая вместе со Христом говорит: прости им, Отче! они не знают, что творят (Лк 23:34), может привести человека ко Христу, Который Сам Себя назвал: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин 14:6), и в Котором только может быть истинная свобода.

Митрополит Антоний Сурожский

© Православный Серпухов