На главную страницу
Октябрь 2005

Религия самой большой свечи

Для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возраста или профессии. Но если человек лишен знания о богооткровенной религии, то его дух начинает синтезировать свою религию. Бог же не утесняет свободу. Но истинную религию придумать невозможно — она дается непосредственно Богом в Откровении.

Свечи

Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается, в полной уверенности, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их "испортил" соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным "бабкам" и экстрасенсам.

Другая крайность это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь "поплакать". Приходилось видеть как какая-нибудь дама после слезной "молитвы" и воздевания рук совершенно ничего не могла сказать на исповеди, аргументируя это тем, что у нее "нет грехов". При отказе ее причастить, все "благочестие" улетучилось, и на меня обрушился целый поток негодования. Для нее священник и церковные правила — ничто. Она пришла в храм "потреблять" благодать, ничего не давая взамен.

Возвращаясь к теме "свечного благочестия", не могу не заметить, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является, чуть ли не самым основным в их духовной жизни. Это все равно, если бы человек, желающий купить ювелирное изделие, ограничился бы только тем, что выкрутил бы в ювелирном магазине дверную ручку и, по уши довольный, даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гордясь приобретением. Многих прихожан надо просто "купать" во время водосвятного молебна, слова "капля освящает море" не для них — дескать, меня водой облили — теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

Мне, как священнику, чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии — боязни покойников и всего, что с ними связано. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти.

После поднятия гроба родня покойного переворачивает табуретки, на которых стоял гроб, чтобы никто из живых на них не сел. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.

Люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Каждому человеку необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Осознание своей греховности — самое неприятное, но и самое необходимое действие в жизни христианина. Именно этой неприятности многие бегают как от огня.

Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство — это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.

Иерей Александр Пикалев
из статьи "Церковные суеверия"

© Православный Серпухов