На главную страницу
Октябрь 2005

Почему ты не в Церкви?

Книга архимандрита Греческой Православной Церкви Харлампия Василопулоса "Почему ты не в Церкви?" на родине автора пользуется огромной популярностью не одно десятилетие. Книга, впервые переведенная на русский язык c десятого издания, заражает читателя горячей верой автора. В простой и понятной форме повествуется о Церкви, ее Таинствах, причинах, препятствующих христианам быть верными чадами Церкви. Выдержки из нее мы предлагаем вашему вниманию.

Думал ли ты об этом серьезно?

Стеклянный храм

Я не знаю твоих отношений с Церковью. Может быть, ты постоянно ходишь в храм, а может уже давно в разрыве с Церковью. Может быть, ты вообще не бываешь на литургии или появляешься редко, как красное солнышко. Возможно, ты приходишь только по Великим праздникам: на Пасху, в Рождество или на Крещение за святой водой. Да, может быть у тебя впереди недели, месяцы и годы, чтобы ходить в церковь, и, пропустив одну воскресную службу, ты можешь надеяться на "потом", а может быть, обкрадывая себя и находясь в разделении с Церковью, ты дотянешь до того, что не сам придешь, но тебя принесут...

Неужели ты думаешь, что, не обращаясь к Богу, ты можешь самостоятельно решить свои проблемы? Если бы ты знал, чего ты себя лишаешь! Но ты не знаешь, и отсюда все твои беды. Друг мой, прошу тебя, прими на себя небольшой труд, прочти эту книгу внимательно и до конца. После этого ты будешь твердо убежден в пользе и острой необходимости ходить храм.

Посещение Церкви — необходимость

Не слышал ли ты, как люди легкомысленные или враждебные Церкви, утверждают, что храмы — это выдумки попов для их собственной наживы? Нет ничего глупее этого! Тогда печи — выдумки пекарей, а гостиницы — измышления их хозяев, вода же — изобретение дельцов для добывания денег. Но, милый мой, если бы не было у нас необходимости в еде, питье, сне, то не пользовались бы мы пекарнями, колодцами и гостиницами. Если бы не было у нас необходимости ходить в храм, не строили бы люди церквей. Для удовлетворения нашей первой потребности и служат церкви. Как вода и воздух, в изобилии окружающие нас, являются основным условием нашего физического существования, так и храмы, являются основным источником жизненных сил человека.

Быть в Церкви — быть человеком

Но кто же тогда те, кто не ходят в церковь? Разве они не люди? Или нет у них ног, ушей, головы? И глаза, друг мой, и ноги, и все остальное, конечно, у них есть. Но головы, уши, ноги есть и у животных, и гораздо крупней, однако это не делает их людьми. Человека от животного можно отличить не только по внешнему виду, а по посещениям церкви. Сам подумай: всю неделю, как и животное, постоянно занятое поиском пищи, работает, чтобы прокормить себя и семью. Какая же разница? А разница видна в воскресенье. Человек идет в храм и там предстоит Богу, чего животное не делает. Тот, кто не ходит в церковь, забывает, что он человек и опускается до животного образа жизни. Он может ходить в галстуке и быть свежевыбритым, но сердце его — сердце зверя.

Источник общественного благоденствия

Отчего страдает сегодня общество? От вражды и раздоров, от себялюбия и бессердечия сильных мира сего, несправедливости и обмана. Но храм — это удивительный источник общественной справедливости. Все находятся здесь в равном достоинстве и причащаются из одной Святой Чаши, чувствуют себя братьями, имеющими общее наследство — Царство Небесное. Мягче становятся их сердца, они выходят из храма более кроткими и смиренными, возвращаются домой гораздо более сдержанными.

Те, кто ходит в церковь, составляют лучшую часть общества, даже если кто-нибудь и утверждает обратное. Сравним тысячу людей, посещающих храм, и тысячу не посещающих. Процент преступности среди верующих меньше, а среди неверующих больше. Говорят, и справедливо, что когда церкви зарастают травой, открываются тюрьмы, а когда появляются церкви, тюрьмы закрываются.

Кладезь духовных благ

Не все из нас, христиан, ревностные подвижники. Есть и умеренные, и ленивые, и теплохладные — такие, кто только по имени христиане. Что же нам необходимо для того, чтобы прийти в себя, избежать духовного застоя и возгореться душою? Конечно, обстановка храма, духовная атмосфера церкви воодушевит нас. Неужели не знаем этого по опыту? Псалмы, гимны, славословия, благословение священника, воскурения ладана, иконы святых и, прежде всего, Божественная литургия возвышают нас духовно. Сколько раз выходили из храма с обновленной душой, исполненной решимости сделать более серьезной и возвышенной нашу внутреннюю жизнь!

Источник обновления сил

Во время Французской революции ее лидеры, с целью ослабить влияние Церкви, запретили воскресный выходной. Но скоро революционеры вынуждены были вернуться к воскресному отдыху, так как организм человека не выдерживал девяти дней непрерывного труда. Творец лучше знал человека, когда заповедал ему: "шесть дней работай и делай в них все дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему".

Отдых не означает, что ты должен всю ночь смотреть фильмы или веселиться на вечеринках, а потом спать до полудня, пропуская воскресную службу. Отдых — это также не чтение пустых романов, не перелистывание непристойных журналов и не посещение разгульных компаний. Все это оставляет грязные следы в душе и уродует не только дух, но и тело. Посещение церкви лучше укрепляет и освежает наш дух.

Защита и Божие покровительство

— Почему ты работаешь в воскресенье? — спросил один торговец ремесленника.
— Потому что я беден, — ответил он.
— Сколько лет ты работаешь?
— Всю мою жизнь.
— А ведь не стал богат! Давай уговоримся: шесть дней работай, не покладая рук, но в воскресенье иди в храм. Я зайду к тебе через полгода и восполню весь ущерб, который ты понесешь из-за посещения церкви...
— Ну, как дела? — спросил он его через шесть месяцев.
— Ничего, — ответил он ему, — Вот и коровку купил...
Прав оказывается тот, кто сказал: "Я знаю два верных способа, чтобы придти в бедность: воровство и работа в воскресный день"!

Наше предназначение

Задумывался ли ты когда-нибудь, в чем состоит наше человеческое призвание? В служении Богу! Причем, не важно, осознаем ли мы это или нет. В служении Богу заключено счастье человека. Мера счастья пропорциональна умению служить Богу. Нечто похожее происходит с музыкантом. Только тот, кто хорошо знает свое дело, кто проник в тайны гармонии, может наслаждаться музыкой. Бетховен, например, слушая музыку, чувствовал себя как в раю.

Как ты войдешь в Царство Божие и какое испытаешь блаженство, если в настоящей жизни не ходил в храм и не научился служить Богу? В грядущей жизни, когда мы увидим вещи в их истинном свете, многие будут горько раскаиваться и скажут: "Если бы я знал об этом раньше". Но будет поздно: не потрудившись в своем призвании на земле, они утратили его навсегда.

Литургия — кратчайший путь наших молитв к Богу

Не посещая церковь, многие рассуждают примерно так: "Ничего страшного. Бог вездесущ, могу помолиться и у себя дома". Дома ты можешь помолиться, но не можешь совершить Божественную литургию. В церкви пребывает Сам Христос. Ему принадлежат слова: "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них". Подумай, с какой же радостью Он находится там, где собрались десятки, сотни и даже тысячи. Всякое дело, о котором бы не попросили люди вместе, благословит Господь. Вот почему нужно всем верующим, которые знают об этом, звать с собой в церковь других. Потому-то дьявол всегда мешает и старается отвлечь человека от церкви.

Как-то в воскресенье утром один святой проходил мимо часовни, на крыше которой безмятежно спал бес. Прошел подвижник мимо, и дошел до соседнего селения. Тут он увидел, как христиане собирались в церковь, а вокруг храма клубились толпы бесов.
— Что происходит? — спросил он одного из них, — церковь здесь, церковь и там. Почему же здесь вас такое множество, а там всего один?
— Все очень просто, — был ему ответ, — часовня сейчас пуста, здесь же, как видишь, полно работы...

Церковные служители

Есть и такие, кто не ходит в церковь, потому что им не нравятся священники, дьячки, чтецы, певцы и прихожане. Но, милый мой, для чего ты приходишь в церковь? Чтобы на людей посмотреть или Богу помолиться? Хороши или плохи другие — это не твое дело. Твоя задача видеть собственные грехи, чтобы получить прощение от Бога. А священников, друг мой, плохие они или хорошие, будет Судить Бог. Но даже если они и плохи, они — слуги Божии и совершители Таинств. Если царь призывает тебя в чертоги, чтобы дать то, что ты хочешь, откажешься ли ты прийти только потому, что распорядитель дворца недостаточно хорош? Благодать, которая преподается тебе добродетельным священником или недостойным, исходит прямо от Христа, Который и есть наш Тайноводитель.

Сон

— Только воскресенье и остается, чтобы выспаться.
— Ты что же, не спишь в другие дни?
— Ну, а дела, работа?

На службе боишься ослушаться начальника своего. А Бога не боишься? Если пропустишь работу, потеряешь дневной заработок. Не подумал, что ты теряешь, удаляясь от церкви и от Бога? Ложись в субботу пораньше и не сиди до полуночи перед телевизором и на вечеринках. В субботу тебе следует удаляться от других занятий, чтобы подготовить себя к главному визиту, который нанесешь на следующий день Богу.

Житейская суета

"Откуда у меня свободное время? — восклицает домохозяйка. — Нужно и дом убрать и обед приготовить". Отлично! Во славу живота пренебрегаешь Церковью! Но кто же заставляет тебя бросить домашние дела? У хорошей хозяйки все готово еще накануне вечером. Мужчины тоже вторят: "Кто же говорит, что церковь это плохо? Но когда заниматься своими делами?" Дорогой мой! Неужели тебе недостаточно было целой недели, чтобы справиться с будничной рутиной? Запомни: деньги, заработанные в воскресенье, это огонь, который пожрет и остальные. Сколько хочешь работай, но даст тебе Бог столько, сколько посчитает нужным.

Воскресенье — это день Божий, который ты должен посвятить Ему. Самый главный твой труд в этот день — пойти в церковь, помолиться, услышать Слово Божие. И, конечно, всей семьей. Подчеркиваю: всей семьей. Ведь если дети не привыкнут к храму маленькими, они не зайдут в него и большими. В воскресенье следует позаботиться о своей душе. Разве человек не двусоставен? Разве нет у него кроме тела и души? И разве душа не больше? В суете многие забывают о церкви. Воскресенье у них посвящено пустой трате времени и, к сожалению, грехам. Бедняги! Тот, кто не ходит в церковь, не может понять, какого сокровища он лишается! Предположим, что каждому, пришедшему в храм в воскресенье, священники бы давали по сто лир. Что скажете? Стали бы искать отговорки, чтобы не пойти? Уверен — нет. Не сомневаюсь, приходили бы еще на рассвете. Раньше священников! Никаких дел в воскресенье! Никаких поблажек!

© Православный Серпухов