Христианство или Церковь?
"Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь". Так исповедует каждый православный христианин свою веру в великую истину Церкви, связь с видимым обществом последователей Христовых. Верующий соглашается со всеми истинами, преподаваемыми Церковью, которая признается хранительницей Христова учения. Христианин дает согласие на подчинение всем законам, которыми Церковь достигает цели своего существования и по которым она, как общество, живущее на земле, управляется.
Истина Церкви много была искажена па Западе после отпадения Рима от Церкви, и Царство Божие стало походить там на царство земное. Латинство с его юридическими счетами добрых дел, с его наемническим отношением к Богу, с его подделкой спасения помрачило в сознании своих членов христианскую идею Церкви.
В течение долгих лет отвыкали русские люди мыслить по-церковному, постепенно даже потеряли мысль о Церкви, как о новой Христовой жизни. Было некогда, доброе время, когда верующие люди завещали своим детям твердо держаться Церкви и не иметь дружеского общения с ее противниками, как с врагами Божьими. Такую ясность мысли многие теперь уже потеряли, и создалась в наши дни самая ужасная подделка веры Христовой. На нее стали смотреть как на сумму истин, над которыми можно производить различные рациональные операции. Христианство же, в смысле церковной жизни возрожденного Христом Спасителем человечества, совсем почти позабыто.
Христос Сам сказал, что Он создает Церковь, но разве теперь говорят о Церкви? Нет, теперь предпочитают говорить о христианстве, причем христианство рассматривают как какое-нибудь философское или моральное учение. Евангелие и Христос противопоставляются Церкви, которая к чему-то называется "исторической", как будто есть или была когда-нибудь другая "неисторическая" Церковь! Воистину здесь сатана принял образ ангела светла. Он показывает вид, будто заботится о благе истины Христовой, будто правду Христову хочет очистить от неправды человеческой.
На самом деле противопоставление Евангелия Церкви и замена Церкви неопределенным понятием христианства имеет много самых плачевных результатов. Жизнь христианская иссякает, оказывается только одно лишнее учение в бесконечном ряде учений древних и новых, притом учение весьма неопределенное. Без Церкви открывается возможность несчетного множества произвольных и даже противоречащих друг другу пониманий христианства. В отделении от Церкви учение христианское оказывается чем-то весьма неопределенным, неуловимым, по желанию постоянно изменяющимся.
Вера Христова становится только тогда ясна и определенна для человека, когда он нелицемерно верует в Церковь. Об этом говорил еще ап. Павел, когда Церковь Бога живого называл столпом и утверждением истины (1 Тим. 3, 15).
Подделка Церкви христианством ведет за собою еще одну ужасную подделку, — подделку Христа Богочеловека человеком Иисусом из Назарета. Непоколебимая вера в то, что Сын Божий, второе лицо Св. Троицы, сошел на землю и сделался человеком, что Он открыл людям тайны Царства Божия, основал Свою Церковь на земле. Пострадав за грехи рода человеческого и, победив смерть, Он воскрес из мертвых, открыв людям путь к богоуподоблению и обожествлению не только по душе, но и по телу, — именно эта вера лежала в основе всех догматов Церкви.
Священномученик Иларион, архиепископ Верейский
Из статьи "Христианство или Церковь?" |