На главную страницу
Сентябрь 2005

Горечь 1 сентября

В прошлом году многие серпуховские дети пошли в первый класс. Но праздничная атмосфера, готовая остаться в сердцах первоклассников, была омрачена страшным известием, пришедшим из неизвестного городка Беслана — в школе убивают детей! Теперь память наша будет "горчить" воспоминанием об этой дате: как оказалось, школа может быть не только домом знаний, но и домом смерти.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II накануне годовщины трагедии обратился ко всем верующим людям со словами скорби и соучастия: "Трагедия Беслана стала скорбью всей России, Боль Беслана сильна и сегодня. Кровь Беслана взывает к небу. Тяжелейшее испытание выпало на долю родных и близких погибших. Велико их горе. Подобно Вифлеемским матерям они "плачут о детях своих, и не хотят утешиться, ибо их нет" (Матф. 2:18). И только человеческое соучастие и молитвы способны, превозмогая боль утраты, дать силы для того, чтобы жить дальше. Сила веры утверждает надежду, что придет время "и отрет Бог всякую слезу с очей их" (Откр. 7:17)". 3 сентября по благословению Патриарха во всех православных храмах были отслужены панихиды об упокоении душ невинно убиенных и погибших при исполнении служебного и гражданского долга.

У всего есть своя причина, свои корни. Многочисленные заявления о том, что "у терроризма нет национальности!", "у бандитов нет веры" просто пусты, ведь не с другой планеты они к нам прилетели. У них есть отцы, матери, их воспитывали дома и в школе.

По словам дьякона Андрея Кураева "советская школа есть школа терроризма. Она из поколения в поколение передает восхваление террористов, их героизацию. Пугачев и Разин, братья Ульяновы и Робеспьер, декабристы и прочие "несгибаемые борцы" преподносятся ею как образцы, достойные всяческого подражания... Много ли сейчас школ, в которых о декабристах говорят с точки зрения права, а не "исторической прогрессивности"? Ведь с точки зрения права декабристы — это офицеры, с оружием в руках выступившие против законной власти. Школа и по сию пору учит, что власть, как правило, неправа, что против нее с силой и удалью может восставать любой "порядочный человек", а вот государство не имеет права на самооборону от "дубровских". И эти школьные уроки трудно забыть — мы до сих пор ходим по улицам, носящим имена Ленина, Свердлова, Урицкого, Дзержинского, Пестеля и Рылеева, но нет улиц Андрея Рублева или патриарха Тихона, Федора Достоевского или императора Александра Освободителя...

Конечно, не все выпускники советской школы подкладывают бомбы и захватывают роддома... Значит, есть и иные источники нашей беды. Настала пора серьезно осознать многокультурность Российской Федерации. Россия населена не общечеловеками и даже не просто европейцами. Культуры народов, вовлеченных Российской Империей в общие границы, настолько различны, что порою то, что считается преступлением в понятиях одной культуры, воспринимается другим народом как доблесть. Здравый смысл, обычаи разных культур могут оказаться радикально разными. В библейские времена здравый смысл подсказывал видеть "безумца" в том, кто говорит "нет Бога".

Наша великая многовековая православная культура никогда не воспитывала террористов, а про бунтарей русские люди говорили, что они Бога забыли. По словам героя Достоевского "Если нет Бога, то все дозволено". Так чего мы боимся, выступая против введения в школах культурологического (!) предмета "Основы православной культуры"? Ведь альтернативой (то есть отрицанием) этого предмета является — "без-основательное не-православное бес-культурье" (дьякон А. Кураев). Нужно ли такое воспитание нашим детям?

Составлено по материалам
официального сайта Московской патриархии

© Православный Серпухов