На главную страницу
Сентябрь 2005

Власть истинная

Закончились предвыборные гонки. Осенний ветер треплет приклеенные к столбам ненужные агитационные листки с разными фамилиями. Много сказано обещаний, которые с легкостью, широтой и размахом даются в предвыборный период, много потрачено бумаги, которая, как известно, "все стерпит". Русская пословица говорит, что по "Сеньке и шапка". Какой власти достойны мы, такую и получили.

Гравюра Гюстова Доре: Моисей со скрижалями Завета
Моисей со скрижалями
Божиего Закона
(Гравюра Г. Доре)

В первом веке христиан, а особенно Апостолов, считали возмутителями, ниспровергающими общественные порядки и вводящими иные обычаи (Деяния гл. 16, стих 21). Можно даже предполагать, что некоторые христиане, считая себя лучшими, относились с пренебрежением к мирской власти. Апостол Павел в своем послании к Римлянам заповедует христианам подчиняться гражданской власти, всем без различия, не только наружно, но с почтением, как власти, установленной Богом для блага людей. "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога". По словам святителя Иоанна Златоустого, апостол говорит не о каждом начальнике, но вообще о начальстве: оно от Бога, чтобы не было беспорядка в мире. Добрых и добродетельных поставляет Бог, а худых допускает быть начальниками в наказание за людские грехи (Ис. 3:4). Из такого воззрения на власть Апостол выводит и побуждения повиноваться ей.

Поэтому противление власти есть противление Богу, установившему власть, и есть грех, влекущий за собой осуждение и наказание. Причем, истинная власть имеет своей целью пресечь зло, чтобы дать простор доброму — законному. Повиноваться власти нужно не только по страху наказания, но и по сознанию долга (по совести) перед Богом, установившим власть.

Должное правительству — налоги, пошлины, почтение при встрече, а по отношению друг к другу должное — любовь, причем первое — это долг временный, а второе долг постоянный, неоплатный. Потому что в любви заключается все исполнение закона, она — основа мира, благоденствия и общественного спокойствия. Где любовь — там только одна справедливость, поступки, согласные с законом, и даже больше того — живое стремление к взаимопомощи, поддержке и сочувствию. Любовь по существу своему не делает ближнему зла, если кто ее имеет, то легко исполнит все гражданские законы.

Христианин обязан во всех делах власти, как и во всем остальном, различать доброе и злое, и не называть зло добром только потому, что оно исходит от существующей власти. Не власть — источник добра, но власть так же, как и все, подсудна нравственной оценке. И для христианина страшнее всего потерять способность различать добро и зло. "Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду" (Матф. 12:33). Так Свет Христов, позволяющий различать добро и зло, должен быть всегда в наших очах. Как поступать в конкретном случае — дело совести каждого христианина. Нужно помнить, что совесть — это голос Божий в человеке, который можно задавить, не обращать внимания, но который невозможно заставить молчать.

Светлана Колосова

© Православный Серпухов