На главную страницу
Август 2005

Паломничество в белую ночь

За последние годы православные приходы разных епархий накопили немалый опыт в организации воспитательной работы с детьми и подростками. На наш взгляд одной из самых интересных и плодотворных форм работы с молодежью являются путешествия, которые одновременно способны по-настоящему заинтересовать и увлечь самих детей, дать им определенные навыки и знания, решить целый ряд духовно-нравственных задач. Серьезно и основательно подходят к этой работе в Ногинской гимназии имени свщмч. Константина Богородского. Протоиерей Михаил Ялов организовал уже целый ряд не простых, а экстремальных путешествий со своими воспитанниками. Такие подвиги богородцев, как подъем на Эльбрус или плавание по Белому морю к Соловкам, нам пока, конечно, не по плечу, да, честно говоря, и не по карману.

Однако, сама идея, давно овладевшая нашими умами, не давала спокойно почивать на печи, потянула она нас в места заповедные, нами еще невиданные и неисхоженные. Небольшие походы с ночевками уже давно вошли, можно сказать, в обиход пущинской воскресной школы. Например, только в течение минувшего учебного года дети неоднократно участвовали в одно — и двухдневных лыжных и велосипедных переходах иногда в довольно жестких погодных условиях. Собственно говоря, еще в сентябре было решено, что грядущий июнь станет серьезным испытанием для всех, кто пожелает принять участие в нашем мобильном лагере. Оставалось определиться с главным — куда направить свои стопы и колеса? Острое желание увидеть северо-западный Кавказ и покорить хотя бы двухтысячную отметку над уровнем моря, пока так и осталось в мечтах и планах на будущее. А на этот раз мы решили двинуться в строго противоположном направлении: в края северные привела нас наша охота к перемене мест, в города старинные, древние. Два из них, Вологда и Устюг, по возрасту с Москвой сравнялись, Тотьма та и вовсе на десять лет старше белокаменной столицы оказалась. А уж монастырей, равных по суровой мощи Кирилловой обители да по утонченной тихой красоте Ферапонтову, по всей России пройди — не сыщешь!

"Помолясь усердно Богу, мы отправились в дорогу". В Духов День, отслужив по окончании Литургии молебен, напутствуемые благословениями своего настоятеля, молитвами и благими пожеланиями родителей и пущинских прихожан, мы втиснулись в два микроавтобуса, доверху забитых провизией, палатками, спальниками и рюкзаками, и тронулись в путь. Самым дальним пунктом нашего путешествия, с которого мы и начали свое знакомство с Вологодчиной, был назначен Великий Устюг, отстоящий от Пущино более чем на 900 км. Преодолев это расстояние за 30 часов, мы увидели раскинувшийся вдоль высокого берега Сухоны небольшой город со множеством церковных куполов, колоколен, и показавшийся нам поначалу легендарным градом Китежем. Сказочное очарование, конечно, в значительной степени объяснялось царившими здесь белыми ночами, которые попросту сбили нас с толку и совершенно нарушили всякий режим. Устюг, основанный не позднее XII века, был важным военным и культурным центром, в котором велось даже собственное летописание. С XV века он превратился в важный торговый центр на пути из Европейской России в Сибирь, достигнув своего наивысшего расцвета в XVI-XVII вв. Здесь сложилась собственная школа иконописания, принесшая славу самобытному северному письму, процветали разнообразные художественные ремесла, такие как серебряная филигрань, резьба по бересте, разноцветная эмаль и просечное железо, искусство черни по серебру и др. Однако судьба этого города, как кто-то справедливо заметил, похожа на судьбу Аахена, который из имперской столицы Карла Великого постепенно превратился в маленький город, знаменитый лишь своим собором. Великий Устюг, некогда входивший в первую десятку городов России по числу жителей, нынешним россиянам известен прежде всего как резиденция Деда Мороза, который "объявился" там всего-то десять лет назад. При этом даже просто перечислить все храмы, которыми славен Устюг, невозможно в нашей маленькой статье. Упомянем лишь о Прокопьевском соборе, где почивают мощи праведного Прокопия Устюжского, первым в России вступившего на тернистую стезю юродства.

Другим открытием для нас стала Тотьма, расположенная выше по течению Сухоны. Маленький уютный городок, практически лишенный современной застройки, знаменит своими храмами, выстроенными в стиле так называемого тотемского барокко, отличающегося изысканным каменным декором стен. К сожалению из девятнадцати храмов в Тотьме сохранилось лишь четыре, но и они действительно достойны особого внимания. Почти все мы одновременно заметили, что эти храмы удивительным образом похожи на величественные плывущие корабли. Оказалось, что это не простое совпадение, ведь Тотьма — город мореходов, и в XVIII веке на средства тотемских купцов было организовано 20 экспедиций на Аляску (1/5 часть всех русских экспедиций в Америку). Уроженцем Тотьмы был и Иван Кусков, основавший в 1812 году вблизи Сан-Франциско Форт-Росс — знаменитое русское поселение в Калифорнии, которое и поныне охраняется как памятник истории. В единственном действующем Рождественском храме Тотьмы мы поклонились мощам прп. Феодосия Тотемского — основателя Спасо-Суморина монастыря, который к глубокому сожалению как и все остальные храмы города не принадлежит Церкви.

После Тотьмы наш путь, прошедший через Вологду, монастырь преподобного Димитрия Прилуцкого с могилой поэта К. Батюшкова, привел нас к подлинным жемчужинам русского севера — обителям преподобных Кирилла и Ферапонта. Оба друга-подвижника были пострижениками московского Симонова монастыря. Они вместе ушли на север Руси в поисках места для уединенной обители и поселились на берегу Сиверского озера, выкопав келью, поставив здесь же часовню и крест. Через год Ферапонт покинул своего сотоварища и в девятнадцати верстах от него близ озера Бородавское учредил собственный монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Пронзительные впечатления оставляют в душе эти два монастыря. Кирилло-Белозерский с его мощными трехъярусными стенами-галереями и массивными многогранными башнями, с его уникальным собранием древних икон и реликвий, дошедших до нас от св. Кирилла, с захоронением самого основателя монастыря. И тихий, поэтичный Ферапонтов с фресками знаменитого Дионисия, сотворившего вместе с тремя своими сыновьями за 34 дня 1502 года шедевр, который можно уподобить стройному, величаво-мелодичному песнопению, поражающему и колоритом, и своим легким, одухотворенным рисунком, и удивительной связкой многочисленных сюжетов с архитектурой храма. Это единственный в России памятник столь раннего времени, дошедший до нас без единого поновления.

В восьми верстах от Кириллова близ широко разлившейся Шексны княгиней Евфросинией Старицкой был основан Горицкий Воскресенский девичий монастырь, настоятельница и сестры которого любезно приютили нас близ стен своей обители. Устроив лагерь, мы попали на празднование памяти преподобного Кирилла Новоезерского, основавшего в XVI в. на Красном острове неглубокого, но притягательного своей красотой Нового озера монастырь, служащий в настоящее время... тюрьмой для заключенных пожизненно. Всенощное бдение возглавил архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, отправившийся с утра в древний Белозерск и на остров прп. Кирилла, к этим несчастным людям, вырвавшим своими грехами самих себя из этой жизни и являющим сейчас (по свидетельству монастырского священника о. Алексия) такую высоту покаяния, которая здесь, в миру, встречается очень редко. Немало тайн хранит и сама Горицкая обитель, служившая на протяжении столетий местом заточения многих знатных женщин России, расцветшая в XIX веке и прославившаяся строгой подвижнической жизнью своих насельниц-вологжанок.

Поднимались мы и на легендарную гору Маура, в то самое место, откуда согласно монастырскому преданию преподобный Кирилл увидел место для основания задуманной им обители. На вершине горы восстановлена деревянная часовня, подле которой лежит огромный камень с небольшим углублением, почитаемым как отпечаток ноги преподобного Кирилла. Довелось посетить нам и скит, основанный в непривлекательном болотистом местечке близ реки Соры строгим аскетом XVI в., основоположником нестяжательства преподобным Нилом. В пустыни теперь скорбное место — интернат для душевнобольных, в пристенных кельях — их "квартирки" и повсюду гнетущая безысходность. Храмы, стены и деревянные башенки монастыря давно обветшали, отрадно, что тщанием директора интерната потихоньку восстанавливается надвратный Покровский храм пустыни. Сама же река Сора, давшая имя преподобному Нилу, заросла, обмелела и сузилась. Невозможно поверить, что когда-то она давала большие уловы и вращала огромные мельничные жернова...

Далее наша дорога вновь привела нас в Вологду, а оттуда — в Ярославль и к Толге с ее чудотворной иконой и мощами свт. Игнатия Брянчанинова, здесь мы провели еще два дня. Однако их, конечно, оказалось недостаточно, чтобы успеть до конца насладиться монастырской тишиной, неспешными службами в обители и подробно познакомиться с самим Ярославлем, в котором буквально на каждом шагу памятники старинной архитектуры. Здесь в XVII в. сформировалась совершенно особая архитектурно-художественная ярославская школа, для которой характерно яркое узорочье с обилием местных поливных изразцов. Спасо-Преображенский монастырь, в книгохранилище которого была обнаружена знаменитая рукопись "Слова о полку Игореве", комплекс старообрядческих храмов с дивной колокольней-свечой и, разумеется, храм пророка Божия Илии с его знаменитыми фресками, выполненными артелью под руководством костромичей Гурия Никитина и Силы Савина — все эти ярославские достопримечательности мы не обошли стороной.

К тому времени дождик, на протяжении всего маршрута терпеливо обходивший нас стороной, видимо, решил окончательно взяться за нас и своей неотвратимой нудностью напугать дружную общину пущинских пилигримов. Да и в наших стройных рядах все чаще стали раздаваться отдельные реплики усталости, раздраженности, желания помыться не в речке (пусть даже и в Волге), а в теплой ванной. Последними пунктами нашего паломничества стали старинные города Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск), близ которого на высоком сосновом волжском берегу мы в последний раз устроились на ночлег. И, конечно, Ростов Великий, с его знаменитым кремлем, дивные постройки и сокровища которого можно рассматривать безконечно, с его не менее знаменитой звонницей, услышать колокола которой, наверное, должен хотя бы раз в жизни каждый русский человек и, наконец, с его Спасо-Яковлевым монастырем, в одном из храмов которого почивают мощи сразу трех подвижников благочестия — преподобного Авраамия, святителей Иакова и Димитрия Ростовских чудотворцев.

С Божией помощью наш автопоход завершился благополучно, случавшиеся неприятности были настолько мелкими, что уже успели забыться на фоне того впечатления, которое получили мы, познакомившись с немалым "кусочком" нашей любимой Родины. Конечно, много увидеть нам не удалось, можно сказать, что мы лишь прикоснулись к русскому северу, чуть-чуть приоткрыв створку его ворот, но это было не телевизионное, а реальное знакомство, которое, несомненно, на всю жизнь запомнится всем и большим, и маленьким участникам. Конечно, в этот непростой поход ехали дети достаточно подготовленные. Наравне со взрослыми им приходилось в каждом новом месте семь раз заново устраивать палаточный лагерь, учиться добывать дрова буквально из ничего и, наконец, самостоятельно готовить пищу на костре, что для многих тоже было в новинку. И все же для каждого насельника нашего мобильного лагеря эта поездка вновь стала серьезным испытанием нравственных качеств. Согласимся со словами протоиерея Михаила Ялова, который оценивает "чистоту Православия" юного члена Церкви в путешествии не формой одежды и прически, не размером молитвенного правила и количеством совершаемых поклонов, но умением вместе со всеми терпеть лишения, не ныть и не раздражаться, когда трудно". Каждый учился забывать о себе, жертвовать своим покоем и комфортом, попирать свое и проявлять любовь, не потому что так учат взрослые, или это красивые слова. А потому что иначе в этих условиях было не выжить. Именно в таких непростых условиях детям легче всего опытно понять и принять в себя слова апостола Павла: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6, 2). Уже не раз приходилось среди опытных священников, занимающихся детьми, встречать сравнение православного лагеря или, как в данном случае, экспедиции с "маленьким передвижным общежительным монастырем, подвизаться в котором, возможно и менее спокойно, чем в уединении, но для новоначальных — более полезно".

Ольга Свирепова


© Православный Серпухов